Подпись: OГОССЕКТОР


   Подпись: Oгосфинансы

 

«Вестник Российского университета дружбы народов»,
 серия «Экономика» №1(6), 2000 г.

 

«Информационные» и «ресурсные» деньги

 

Чичелёв М.Е.

Контрольно-счетная палата Москвы

 

 

В настоящее время, с бурным развитием систем коммуникаций и увеличением объемов, количества и скорости осуществления финансовых операций, роль денег в экономике существенно возросла. Как следствие, требования к этому инструменту постоянно возрастают. Наряду с «классическими» функциями средства платежа и накопления, все большее значение приобретает регулирующая роль денег в экономике. Последнее предполагает оптимизацию денежной массы, находящейся в обращении, в зависимости от складывающейся экономической ситуации. Попытки хотя бы частично сохранить твердое (золотое) обеспечение, что является наиболее привлекательным для выполнения деньгами функции средства накопления и снижения затрат в части хеджирования валютных рисков в сделках с отложенными платежами, отчаянно предпринимавшиеся в нашем столетии, на практике потерпели сокрушительное фиаско. Однако, на уровне теоретических построений, этот вопрос остается одним из наиболее дискуссионных. В экономической литературе достаточно широко представлена полемика на эту тему. В данной статье предпринимается еще одна попытка предложить решение проблемы совмещения эластичности объема денежной массы и твердого обеспечения денежной единицы и рассматриваются возможные сценарии его реализации.

 

Одним из главных критериев выбора между возможными средствами накопления, является условие, чтобы в момент их реализации, была получена выгода, максимально покрывающая ту, от которой пришлось отказался в момент приобретения этого средства. Т.е. чтобы средство накопления, минимально теряло свою ценность во времени, а, по возможности, и увеличивало ее. При выборе между деньгами, золотом и различными продуктами или их компонентами, все чаще решение принимается в пользу последнего. Держать резервы в валюте, не имеющей твердого обеспечения, значит заведомо соглашаться с уменьшением во времени реальной ценности (покупательной способности) сделанных сбережений из-за инфляции, а «золотой фетишизм» на современном этапе явно уступает свои позиции рационализму потребления. Поэтому, в складывающихся условиях, в качестве альтернативы «золотому стандарту» вполне уместно рассматривать иные активы, представляющие реальную ценность для хозяйственной деятельности. Такие активы должны отвечать основным требованиям, предъявляемым к средствам накопления, а именно:

- минимальное снижение, а по возможности и рост, ценности актива во времени;

- минимальное снижение, а по возможности и рост, уровня ликвидность актива во времени.

Для определения возможного круга активов, потенциально способных выступать в качестве обеспечения денежной единицы, обратимся к анализу структуры продукта.

Практически любой продукт можно рассматривать как результат совокупного участия в нем четырех компонентов: сырья, энергии, информации и труда человека (который, в целях данной работы, также отнесен к информационной составляющей). Первые два из этих компонентов имеют природное происхождение, а два других определяются человеческим фактором.

Под «информацией» будем понимать не только ее наличие, но и любые процессы ее сбора, хранения и обработки вне зависимости от того, кто или что является ее носителем и осуществляет ее сбор, хранение и обработку. Эти функции могут выполнять как человек (его интеллектуальный потенциал, опыт, навыки и т.п.), так и любые информационные системы (в том числе автоматизированные — СУБД с банками данных). Последнее не противоречит сказанному выше, что информация определяется человеческим фактором, т.к. информационные системы, фактически, являются одним из средств «аккумуляции» результатов интеллектуальной деятельности человека.

Понятием «труд» здесь и далее предполагается обозначать некий процесс с обязательным и непосредственным участием человека, в ходе которого информация, носителем которой является человек, взаимодействует с информацией, существующей автономно, таким образом, что в итоге появляется новая информация, при чем носителем последней является продукт, для получения которого и был затрачен этот труд. Весь процесс осуществляется человеком (исполнителем работы), а появившаяся в итоге новая информация является ни чем иным, как результатом (или «чистым» продуктом) его деятельности. По известной аналогии, назовем ее «прибавочной» информацией. Понятие квалификации работы, в этом случае, можно определить как требование к исполнителю работы по минимальному уровню его интеллектуальных способностей КIQ и наличию у него объема собственной информации (знаний и опыта) Ич, достаточного для выполнения заданной работы в установленные сроки при имеющемся объеме информации, существующей автономно.

В действительности труд человека предполагает участие кроме интеллектуальной ещё и физической составляющей, но чтобы излишне не усложнять дальнейшее изложение, примем допущение, что последняя пренебрежимо мала. В пользу такого решения говорит и то, что доля физической составляющей труда в мировом валовом продукте достаточно мала и характеризуется устойчивой динамикой к дальнейшему снижению.

Таким образом, количество труда Т, необходимого для создания продукта, можно представить в виде произведения затрат времени участия человека в процессе создания продукта (точнее — необходимого объема «прибавочной» информации) на коэффициент его интеллектуальных способностей и количество информации, носителем которой является сам человек (исполнитель работы).

Т = Ич´КIQ´В , где:                                    ( 1 )

Ич — информация, использованная в процессе создания продукта, носителем которой является человек (знания, опыт, навыки);

КIQ — IQ-коэффициент, характеризующий индивидуальные интеллектуальные способности человека, выступающего исполнителем работы (способность на основе имеющейся информации делать логические заключения различной степени сложности, т.е. создавать новую информацию);

В — время занятости человека в процессе создания продукта.

Тогда информация, переносимая на продукт в процессе его создания, И выражается некоторой функцией от двух переменных — труда, затраченного исполнителем, и использованной при исполнении работы информации, существующей автономно Иа. При этом не будем уточнять характер функциональной зависимости, а лишь отметим ее наличие, что для дальнейшего изложения представляется вполне достаточным.

 , где:                            ( 2 )

Иа — информация, использованная для создания продукта, существующая автономно, т.е. человек (исполнитель работы) , в данном случае, не является ее носителем (например, справочные таблицы).

Возвращаясь к конечному продукту, можно представить его следующей «формулой продукта»:

 , или                         ( 3 )

 , где:       ( 4 )

С — сырьё, использованное для создания продукта (кроме энергоносителей);

Э — энергия (в т.ч. энергоносителей), затраченная для создания продукта.

Анализируя приведенную формулу 4 ), можно отметить, что для хозяйственной деятельности ценность может представлять как сам продукт, так и отдельные объекты, участвующие в его создании. Рассмотрим их на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к средствам накопления.

«Т» — труд человека (исполнителя работы). Самостоятельным средством накопления быть не может, т.к. предполагает обязательное участие человека в момент его реализации, а значит, быть предметом передачи между различными субъектами может только на основании договорных отношений между работником и работодателем, что вносит существенные ограничения не только по времени, но по ряду других условий его реализации.

«Иа» — информация, существующая автономно (ее наличие и использование не связано с обязательным участием человека). Может выступать средством накопления, но несет на себе существенные риски ликвидности, связанные с возможными резким изменениями спроса на нее по самым различным причинам. Это особенно наглядно проявляется на рынке наукоемких технологий и иных областях, предполагающих использование объектов интеллектуальной собственности.

«Э» — энергия (в т.ч. энергоносители). Средством накопления в обычном понимании могут выступать только энергоносители, для которых характерна низкая степень деградации во времени. В то же время, необходимо отметить, что виды энергии, для которых отсутствуют приемлемые способы ее аккумуляции и хранения, также можно отнести к средствам накопления, если рассматривать в качестве таковых гарантию предоставления возможности пользования источником энергии определенной мощности в течении соответствующего времени. Т.е. гарантии, что требуемый объем энергии будет поставлен в срок, не превышающий заранее оговоренного. Ликвидность энергии определяется, главным образом, ее предложением, т.к. спрос на ее физический объем мало подвержен резким колебаниям и достаточно хорошо предсказуем. Причиной этому служит то, что доля энергии в валовом продукте, как и объем самого валового продукта, изменяется во времени весьма плавно и незначительно. Относительно небольшая номенклатура видов (источников) энергии и «характерность» их использования в различных областях хозяйственной деятельности снижают риски смены предпочтений покупателя между ними.

«С» — сырье. Средством накопления может выступать любое сырье, для которого характерна низкая степень деградации во времени. Виды сырья, для которых характерна высокая степень деградации во времени, могут быть отнесены к средствам накопления, если в качестве такового рассматривать гарантию предоставления возможности получения этого сырья из источника определенной мощности в течении соответствующего времени. Ликвидность сырья определяется теми же соображениями, что и в отношении энергии, но характеризуется более высокими значениями возможных колебаний цен. Последнее определяется более широким спектром альтернативных видов сырья, способных удовлетворить потребности покупателя, вследствие чего спрос внутри группы аналогичных видов сырья может значительно колебаться от одной позиции к другой.

«П» — продукт. Может быть средством накопления. Наиболее важными факторами, определяющими его ликвидность являются ценность его информационной составляющей и подверженность материалов, использованных при его изготовлении, деградации. Из этого следует, что готовый продукт несет риски ликвидности, как минимум, сравнимые с аналогичными рисками его информационной компоненты.

Приходим к заключению, что сырье и энергия наилучшим образом подходят в качестве обеспечения денежной единицы с точки зрения средства накопления. В дальнейшем, будем называть деньги, имеющие такое обеспечение «ресурсными». Очевидно, что валютные риски этих денег жестко связаны с колебаниями цен на те виды сырья и энергии, которые составляют их обеспечение. Именно поэтому, по аналогии с действующей в настоящее время в ряде стран привязкой национальной денежной единицы к «валютной корзине», целесообразно в качестве обеспечения предлагать «ресурсную корзину». Это позволит значительно снизить колебания курса такой валюты вследствие перераспределения уровней цен между отдельными видами сырья и энергии на рынке. Следует сразу оговориться, что обеспечением в данном случае могут выступать не все источники сырья и энергии, находящиеся на территории страны, а лишь те, которые находятся в полной государственной собственности и не несут каких либо обременений в пользу негосударственных субъектов хозяйственной деятельности. Обязательным условием перехода государства на национальную валюту «ресурсного» типа должно быть наличие периодически публикуемого официального реестра сертифицированных по мощности источников сырья и энергии, используемых для обеспечение такой валюты. Представляется целесообразным включать в этот реестр не все ресурсные источники, находящиеся в собственности государства, что позволит защитить минимальные потребности государства в ресурсах в случае предъявления особо больших объемов национальной валюты к обмену на ее физическое обеспечение.

Если объявить в качестве обеспечения национальной денежной единицы «ресурсную корзину» фиксированного объема, дополнительная эмиссия или изъятие из обращения некоторого количества денег будет означать, что государство сможет удовлетворить требования по конвертации всей эмитированной денежной массы в ее физическое обеспечение в течение большего или меньшего срока соответственно[1]. Т.е. эмиссионная политика государства влияет на ценность «ресурсных» денег лишь в части, определяемой оперативностью получения обеспечения, но не влияет на изменение физического объема этого обеспечения. Обеспечение «ресурсных» денег можно трактовать и как  время пользования всеми государственными источниками (заранее известной мощности) сырья и энергии, учтенных в государственном реестре, определяющем источники наполнения «ресурсной корзины». Из этого определения легко выявляется еще одно существенное преимущество «ресурсной корзины», в данном случае перед золотым обеспечением, — отсутствуют расходы, связанные с хранением физического объема ресурсов, являющихся обеспечением денежной единицы, и потери, обусловленные выводом таких запасов из хозяйственного оборота.

«Ресурсные» деньги предполагают их безусловный обмен государством на соответствующий физический объем ресурсов или на стоимость этого объема ресурсов в иной валюте по специальному (номинальному) обменному курсу. Государство-эмитент «ресурсных» денег может в одностороннем порядке принимать решение о конвертации предъявляемых к обмену денег не в ресурсы, а в валюту той страны, чьим резидентом является предъявитель. Замещение ресурсов на иную валюту может осуществляться только по взаимной договоренности с предъявителем. При этом номинальный обменный курс определяется стоимостью «ресурсной корзины» по средневзвешенным ценам на ее составляющие, сложившимся по результатам торгов на ведущих торговых площадках мира на дату совершения обмена.  Для снижения трансакционных издержек при обмене, целесообразно предусмотреть некоторый минимальный объем предъявляемых к обмену денег, с которого вступают в силу обязательства государства по их конвертации в их физическое обеспечение. В случае изменения качественного состава «ресурсной корзины», стоимости ее нового и старого содержания, выраженные в иностранной валюте, на день проведения изменений должны быть равны.

Таким образом, цена «ресурсных» денег, в целях определения номинального обменного курса,  может быть рассчитана по формуле:

, где:                                 ( 5 )

 — цена денежной единицы «ресурсного» типа в валюте, относительно которой требуется определить номинальный обменный курс («валюта обмена»);

 — количество видов ресурсов, включенных в «ресурсную корзину»;

 — физический объем i-го ресурса, учитываемый в «ресурсной корзине»;

 — средневзвешенная цена единицы физического объема i-го ресурса, учитываемого в «ресурсной корзине», сложившаяся по результатам торгов на ведущих торговых площадках мира на текущую дату в «валюте обмена».

 можно представить в виде:

 , где:                                  ( 6 )

 — совокупная мощность всех источников ресурса i-го вида, указанных в качестве используемых для обеспечения «ресурсных» денег;

 — время использования всех источников ресурса i-го вида, указанных в качестве используемых для обеспечения «ресурсных» денег, необходимое для получения физического объема  ресурса i-го вида.

Формула (5) соответствует трактовке обеспечения «ресурсных» денег как «фиксированного объема «ресурсной корзины».  Используя формулу (6) можем преобразовать формулу (5) для описания денежного обеспечения как «время пользования всеми государственными источниками (заранее известной мощности) сырья и энергии, учтенных в государственном реестре, определяющем источники наполнения «ресурсной корзины»:

                                ( 7 )

Достаточно очевидно, что на предпочтения хозяйствующих субъектов при выборе той или иной «ресурсной» валюты будет существенно влиять длительность задержки между моментом предъявления определенного объема «ресурсных» денег на их физическое обеспечение и сроком реального получения требуемого объема ресурсов. Учитывая, что, как отмечалось выше, все источники, участвующие в обеспечении «ресурсных» денег, должны быть сертифицированы по мощности, и эта информация должна носить официальный характер, определение данной величины не представляет особого труда. Длительность процесса получения требуемого объема того или иного ресурса может быть рассчитана по формуле:

 , где:                                             ( 8 )

 —объем ресурса i-го вида, предполагаемый к получению.

Здесь, вероятно, не лишним будет напомнить, что, во-первых,  свободная конвертация  «ресурсных» денег в их физическое обеспечение производится лишь начиная с фиксированного минимального объема этих денег, а во-вторых, изменение состава и пропорций ресурсов, предоставляемых в качестве обеспечения, относительно официально заявленного («ресурсной корзины»), может производиться только по взаимному согласию между держателем «ресурсных» денег и их эмитентом.

Рассматривая основные аспекты процедуры конвертации «ресурсных» денег в их физическое обеспечение, следует учесть, что периодичность ее применение на практике будет в решающей степени зависеть от стабильности мировой экономики. Как будет показано ниже, деньги такого типа, вероятнее всего, будут использоваться в качестве средства накопления или сокровища. Именно поэтому здесь представляется уместной некоторая аналогия с банковскими вкладами. В обоих случаях критичными являются ситуации, когда одновременно большое количество держателей долговых обязательств («ресурсных» денег или банковских вкладов) предъявляют их к немедленному погашению. Как и банк, государство-эмитент «ресурсных» денег в конечном итоге способно полностью рассчитаться по своим обязательствам, но не способно удовлетворить предъявленные требования в короткий срок. Если для банка в такой ситуации будет вполне естественным шагом воспользоваться, например, межбанковским кредитом, то государство для оперативного удовлетворения предъявленных ему требований может, как отмечалось выше, предложить взамен физического обеспечения соответствующую денежную сумму в иной валюте (предъявитель «ресурсных» денег может как принять, так и отклонить это предложение). Но подобные кризисы, если их специально не провоцируют, случаются относительно редко, а в повседневной практике кредитное учреждение (в нашей аналогии — государство-эмитент «ресурсных» денег) вполне способно своевременно удовлетворять требования вкладчиков (держателей «ресурсных» денег) на среднестатистическом уровне и даже немного выше.

Привязка курса национальной денежной единицы к стоимости «ресурсной», а не «валютной корзины», защищает ее от «принудительной» девальвации или ревальвации вследствие проводимой странами-эмитентами резервных валют мероприятий по регулированию объема их денег в обращении. Последнее, как известно, значительно осложняет осуществление самостоятельной денежной политики страны, национальная денежная единица которой привязана к «валютной корзине».

Исходя из приведенной выше «формулы продукта» 3 ), деньги, обеспеченные «всем валовым продуктом страны», будем называть «информационными», т.к. значительную часть их обеспечения представлена информационной составляющей. Последняя в значительной степени определяет их ценность. Как было отмечено выше, ценность любой информации нестабильна. В то же время, современные наиболее «твердые» валюты являются, по нашему определению, «информационными». Это объясняется тем, что обеспечением являются не единичные виды информации, а целая «информационная корзина», в которой на смену устаревающей (обесценивающейся) приходит новая (имеющая повышенную ценность) информация. Благодаря широкой номенклатуре информации, процесс носит статистический характер, что определяет относительную стабильность ценности суммарной информационной составляющей.

В отличие от «ресурсных» денег, на ценность «информационных» эмиссионная политика государства оказывает значительно большее влияние. Такие деньги будучи эмитированы государственными структурами, представляют собой, фактически, не более чем узаконенное средство обмена между хозяйствующими субъектами на территории страны и не накладывают на государство абсолютно никаких обязательств по какому-либо их физическому обеспечению(оно не гарантирует их обмен на какие-либо материальные ценности). Таким образом, реальное обеспечение (товаром) «информационных» денег не стабильно, т.к. определяется исключительно спросом на них, т.е. складывающейся рыночной ситуацией. Необходимость осуществления в данной валюте налоговых и иных  платежей в бюджет, гарантирует минимальный спрос в объеме бюджета, но не более. Фраза «обеспеченные всем валовым продуктом страны» дает возможность получения лишь расчетной ценности таких денег, которая может существенно отличаться от рыночной.

Использование валют «информационного» типа сопряжено с двумя существенными недостатками:

- необходимость увеличения цены продукта на объем компенсации инфляции и покрытие возможных издержек от ошибок ее прогнозирования, что, при циклически возрастающем характере такого увеличения, является одной из причин раскручивания той же инфляции;

- абсолютно все владельцы денег «информационного» типа участвуют в инфляционном финансировании их эмитента.

Кроме средства накопления, «ресурсные» деньги представляются весьма привлекательными и для использования их с целью номинирования сумм сделок с отложенными платежами вне зависимости от валюты проведения расчетов по этим сделкам. В этом случае хозяйствующие субъекты получают реальную экономическую выгоду в виде снижения непроизводственных расходов, связанных с валютными рисками. Расчет может осуществляться в любой из валют в соответствии с официальным курсом (ежедневно объявляемым уполномоченным государственным органом) на день проведения расчетов и определяемом, как отмечалось выше, стоимостью «ресурсной корзины» по средневзвешенным ценам на ее составляющие, сложившимся по результатам торгов на ведущих торговых площадках мира (см. формулу (5)). По этому же курсу должны учитываться все финансовые операции хозяйствующих субъектов в целях налогообложения. Этот курс, как видно, является расчетным, не может быть изменен решением государственного органа и наиболее объективно соответствует ситуации на рынке. Последнее следует из того, что курс устанавливается по результатам торгов не на валютных, а на сырьевых биржах, где возможность влияния спекулятивного фактора существенно ниже. Наличие официального курса, рассчитанного таким способом, не означает, что государство должно приобретать или продавать собственную валюту строго по этому курсу (такое возможно лишь по взаимной договоренности между государством и предъявителем необходимого объема национальной валюты для конвертации, не в ее материальное обеспечение, а в иную валюту). При необходимости, государство может участвовать на валютных рынках наравне с другими участниками и покупать или продавать национальную валюту по свободному (складывающемуся на торговых площадках) курсу.

«Ресурсные» деньги позволяют без ущерба для национальной экономики активно использовать на внутреннем рынке и «информационные» валюты. При этом, с целью поддержания конкурентоспособности национальной денежной единицы, представляется целесообразным выполнение двух условий:

- обязательность осуществления расчетов с государством исключительно в национальной валюте;

- все цены в розничной торговле и в сфере услуг населению на внутреннем рынке должны указываться в национальной денежной единице, а к оплате приниматься национальная валюта — в обязательном порядке, иная — по взаимной договоренности продавца и покупателя по официальному расчетному курсу.

Необходимость выполнения первого требования продиктована стремлением защитить госсектор от валютных рисков, связанных с «информационными» валютами, последнего — тем, что основная часть доходов работников занятых в госсекторе и получателей трансфертов из бюджета возникает в национальной денежной единице.

Страны-эмитенты «ресурсных» валют и страны, которые предпочтут для своих национальных валют в качестве резервных «ресурсные», получат в свое распоряжение финансовую систему, защищенную от инфляционного влияния иностранных валют. Колебания покупательной способности таких денег на внешнем рынке будут определяться колебаниями цен на компоненты «ресурсной корзины» на мировом рынке, и чем шире будет этих номенклатура компонентов, тем устойчивее будет валюта (эффект взаимной компенсации отклонений с различными знаками на большой выборке). Это, как минимум, позволит значительно снизить существующие налоговые ставки на величину, соответствующую компенсации инфляционных потерь в течение временного лага между поступлением средств в бюджет от налогоплательщиков и выплатами бюджетополучателям. Как следствие, хозяйствующие субъекты получат дополнительные средства, которые могут быть направлены на расширение производства. Таким образом, переход государства на «ресурсные» деньги создает весьма благоприятные условия для подъема национальной экономики.

Появление «ресурсных» денег, как альтернативных «информационным», безусловно, скажется на сложившемся балансе валют, участвующих в мировой экономике. Конкуренция валют приобретет гораздо более обостренный и агрессивный характер. Вследствие того, что «ресурсные» деньги являются более стабильными чем «информационные», согласно Закона Грэшема, первые начнут быстро вытесняться вторыми из оборота как на мировом, так и на национальном рынках. Привлекательность «ресурсных» денег в качестве резервной валюты станет активным стимулом для «выкачивания» их из страны-эмитента. В этой ситуации особо остро встает вопрос о мерах, к которым правительства таких стран будут вынуждены прибегнуть. Представляются возможными два основных пути решения проблемы: дополнительная эмиссия «ресурсной» валюты для компенсации ее оттока из национальной экономики, либо введение монополии государства на вывоз национальной денежной единицы за пределы страны.

О возможности первого пути можно говорить лишь при условии, что большинство стран, являющихся мировыми поставщиками сырья и энергии, перейдут на «ресурсное» обеспечение своих национальных валют и создадут на этой основе собственный валютный союз («ресурсный союз»), предполагающий, кроме прочего, жесткое согласование политики ресурсных продаж. Подобное соглашение позволит им без дополнительной эмиссии поддерживать необходимый для внутреннего обращения объем национальной валюты и спрос на нее на внешнем рынке на уровне, близком к оптимальному, а значит — эффективно конкурировать с «информационными» валютами. Суммарная мощность источников сырья и энергии в таком союзе должна максимально приближаться к мощности мирового потребления этих ресурсов. В условиях свободного перемещения валюты через государственные границы, выполнение этого требования в сочетании с единой согласованной между всеми членами «ресурсного союза» политикой продаж является, пожалуй, главным условием для оказания эффективного противодействия возможному давлению со стороны стран-эмитентов «информационных» валют.

В случае невозможности создания подобного союза, наиболее рациональным представляется введение в каждой отдельной стране, принявшей решение о переходе на «ресурсные» деньги, госмонополии на вывоз национальной валюты за ее пределы. Подобная мера позволит государству эффективно влиять на баланс объемов национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, не допуская ее чрезмерной аккумуляции за рубежом и, тем самым, предотвращая возможность «залпового» предъявления к обмену слишком больших (дестабилизирующих) объемов национальных денег.

Признавая, что создание нового валютного союза, объединяющего эмитентов «ресурсных» денег, сопряжено с немалыми организационными, техническими, а иногда и политическими трудностями, необходимо отметить наличие и определенных стимулов к его возникновению. Значительная часть поставщиков сырья и энергии на мировой рынок в настоящее время являются должниками международных валютных организаций. Их долг, как правило, номинирован в долларах США. Даже при частичном замещении в резервах ряда стран мира американской валюты «ресурсными» деньгами, неизбежно произойдет определенная девальвация доллара, вследствие увеличения массы этой валюты в обслуживание прежнего товарооборота. Подобное развитие событий приведет к уменьшению реального объема внешнего долга вышеупомянутых стран-должников. Таким образом, базой для начала формирования «ресурсного» валютного союза может стать «клуб дебиторов» международных валютных организаций.

В этой же связи нельзя не отметить, что интервенция «ресурсных» денег на мировом рынке будет сопровождаться активным сопротивлением этому процессу со стороны стран-эмитентов наиболее твердых «информационных» валют. К такому выводу можно придти, если принять во внимание последствия, которые их ожидают в случае масштабного вливания «ресурсных» денег в мировую экономику:

- теряется значительная часть поступлений «инфляционного налога», которую сейчас формируют страны, использующие их валюту в качестве резервной;

- девальвация их национальных денежных единиц вследствие увеличения объема общей массы национальной валюты, участвующей в обслуживании мирового торгового оборота, обусловленной замещением их валют в резервах других стран «ресурсными» деньгами.

Несмотря на все положительные качества «ресурсных» денег, их появление в мировой экономике не должно привести к полному вытеснению  из оборота «информационных». Спрос на любую валюту, а значит ее конкурентоспособность, определяется целым рядом параметров, из которых следует выделить следующие:

- широта спектра и актуальность продуктов которые можно приобрести за данную валюту;

- защищенность от внешних и внутренних неблагоприятных воздействий экономического пространства, на котором производятся эти продукты (уровень рисков сокращения объема совокупного продукта, которому соответствует объем денежной массы, выраженной в этой валюте);

- стабильность товарного наполнения рассматриваемой валюты (защищенность от инфляции);

- количество участников рынка, готовых принимать данную валюту в качестве средства платежа;

- необходимость осуществления вмененных платежей  в данной валюте (например, в бюджет).

Сравнение «информационных» и «ресурсных» валют по каждому из этих пунктов не дает однозначных результатов. Выбор должен осуществляться в каждом отдельном случае в зависимости от задач, которые должны быть решены с использованием валюты того или иного типа. Т.е. какой из перечисленных пунктов является наиболее актуальным для достижения поставленной цели. Так, например, для внешнеторговой деятельности предпочтительней выглядят «информационные» деньги (эмитируемые промышленно развитыми странами), а для создания инвестиционного задела — «ресурсные».

Процесс замещения «информационных» денег «ресурсными» будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут баланс, соответствующий потребностям хозяйствующих субъектов в каждом из этих типов валют. Объем «ресурсных» денег при этом должен соответствовать объему общественного сокровища (мирового или национального), а объем «информационных» — объему денежной массы, необходимой для осуществления текущей хозяйственной деятельности (без учета поправки на ограниченную практику иного использования этих валют). Такое равновесие носит динамический характер и его отклонение от «средней точки» определяется, главным образом, текущими предпочтениями общества между накоплением и потреблением.

С точки зрения эффективности создания мирового общественного продукта финансовая система, основанная на параллельном хождении двух типов валют («ресурсных» и «информационных»), образующих полную группу, представляется гораздо более предпочтительной чем использующая деньги только одного («информационного») типа. «Ресурсные» деньги в такой системе выполняют сразу две функции:

- выступают эквивалентом некоего, стабильного во времени по своему товарному наполнению, эталона по отношению к которому можно измерять текущую ценность «информационных» денег, товарное наполнение которых определяется текущей рыночной ситуацией;

- являются средством накопления, несущим гораздо меньшие риски чем «информационные» деньги.

«Информационные» деньги выполняют функции средства обмена и позволяют в зависимости от изменений экономической ситуации оперативно оптимизировать финансовую систему в части объема денежной массы, обслуживающей текущую хозяйственную деятельность субъектов рынка.

Такое «разделение труда» между «ресурсными» и «информационными» деньгами в мировой финансовой системе позволяет, с одной стороны, защитить накопления и сделки с отложенными платежами от инфляционного влияния со стороны «информационных» денег, а значит — отказаться от непроизводственных расходов, связанных с хеджированием валютных рисков и направить высвобождающиеся средства на производство дополнительного продукта. С другой — оперативно варьировать объем мировых финансов при изменениях экономической ситуации, манипулируя объемом лишь «информационных» денег. Таким образом, мировые финансы, в данном случае, можно рассматривать как двухкомпонентную систему, одна часть которой является стабильной («ресурсные» деньги), а вторая — изменяемой («информационные» деньги), т.е. как бы «регулировочной».

 Параллельное хождение обоих типов денег обеспечивает их постоянную взаимную переоценку рынком. «Ресурсные» и «информационные» деньги будут представлять по отношению друг к другу некий оценочный эталон, выраженный в объектах реального спроса потребителей («ресурсы» — «готовый продукт»). Их обменный курс должен соответствовать представлениям участников рынка о том, какой объем конечного продукта они готовы обменять на определенный объем ресурсов. Учитывая современные тенденции, можно ожидать дальнейший рост как «редкости» ресурсов, так и объема информации в продукте. Для того и другого темпы роста вряд ли окажутся одинаковыми, но в каждый момент времени относительная ценность «ресурсных» и «информационных» денег будет отражать реальную оценку обществом ценности своего труда (входящего составной частью в готовый продукт, являющийся его носителем) относительно имеющихся в его распоряжении ресурсов, т.е. оценку нематериальной составляющей блага относительно материальной.

 



[1] Не требует особых доказательств, что на практике возможные масштабы предъявления требований по конвертации будут существенно меньше, чем весь объем эмитированной денежной массы.

 

 



Сайт управляется системой uCoz