Лекция на курсах повышения квалификации
работников контрольно-счетных палат
Сибирского федерального округа.
Июнь 2004 г.
Организация
экспертизы проекта закона
«О бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год»
Контрольно-счетная
палата Москвы
Задача 1.
«Правовая экспертиза»
Задача 2.
«Счетная экспертиза»
Задача 3.
«Экспертиза рациональности»
Задача 4.
«Анализ социально-экономической эффективности бюджета»
Структура
заключения, стиль и формы изложения информации
Рекомендации
по организации работ
Аналитические
таблицы и статистические данные
Примерный
перечень вопросов, обязательных к рассмотрению в Пояснительной записке
Правовая
экспертиза Законопроекта
Анализ
документов и материалов, представленных вместе с Законопроектом
Анализ
прогноза социально-экономического развития города
Анализ
перспективного финансового плана
Анализ
прогноза сводного финансового баланса.
Анализ
прогноза консолидированного бюджета
Анализ
плана развития государственного сектора экономики
Анализ
основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2005 год
Анализ
обоснованности доходной части Законопроекта
Проверка
полноты учета источников формирования доходов бюджета, в том числе ЦБФов
Анализ
обоснованности ожидаемого объема доходов бюджета города Москвы на 2005 год
НАЛОГОВЫЕ
ДОХОДЫ (код группы 1000000)
НЕНАЛОГОВЫЕ
ДОХОДЫ (код группы 2000000)
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ (код группы 3000000)
ДОХОДЫ
ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ (код группы 4000000)
ДОХОДЫ
ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (код группы
5000000)
Анализ
обоснованности показателей расходной части Законопроекта
Ассигнования
на содержание бюджетных учреждений
Субвенции
и субсидии физическим и юридическим лицам
Инвестиции
в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц
Источники
финансирования дефицита бюджета, программа заимствований и государственный долг
Источники
финансирования дефицита бюджета
Программа
государственных заимствований
Анализ
текстовых статей Законопроекта
Проведение экспертизы проекта регионального бюджета на очередной год органами государственного финансового контроля, созданными законодательными органами, предусмотрено п.1 ст.157 Бюджетного кодекса. Кроме того, в законодательстве практически всех субъектов Российской Федерации существуют аналогичные нормы (в законах «О бюджетном процессе», «О счетной палате» и т.д.).
Несмотря на то, что экспертиза бюджетов всех уровней проводится уже на протяжении многих лет, какой-либо единой четко определенной процедуры этого процесса у нас пока не выработано. На сегодняшний день нет единого методологического документа, устанавливающего перечень и содержание работ, выполняемых в рамах экспертизы проекта бюджета.
В то же время, понимание необходимости подобного документа есть как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В плане работы Научно-методического совета АКСОР на 2003-2005 годы предусмотрена разработка «Методики проведения внешнего государственного аудита проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Контрольно-счетная палата Владимира разработала и применяет «Методику проверки и анализа обоснованности проекта бюджета, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования». То есть определенная работа ведется и в Ассоциации и в региональных палатах.
Думаю, среди присутствующих сегодня на нашей встрече, есть немало специалистов, которые могли бы сами предложить достаточно полезные и конструктивные идеи. Поэтому предлагаю дальнейшую нашу работу построить в большей степени не как лекцию, а как семинар, на котором мы могли бы обсудить интересующую всех нас тему.
Для начала я хочу познакомить вас с опытом организации работ по проведению экспертизы проекта бюджета в Контрольно-счетной палате Москвы. Вернее, с той моделью, которая нам представляется наиболее рациональной и к реализации которой мы стараемся подойти возможно ближе. Ну а вы, по ходу изложения, сможете задать вопросы или указать на недостатки такой модели, либо предложить, как ее улучшить.
Предметом экспертизы является проект закона «О бюджете на очередной год», т.к. законодателей интересует оценка контрольно-счетным органом проекта именно этого документа.
Однако следует помнить, что для качественной экспертизы законопроекта, необходимо провести целый ряд локальных экспертных и аналитических работ по документам и материалам, являющихся основой для разработки бюджета (ст.172 БК РФ) или составляемых одновременно с проектом бюджета (ст.182 БК РФ).
Те, кто ранее уже занимался организацией экспертизы проекта
бюджета, наверняка обратили внимание на одну досадную, но «долгоживущую»
опечатку в Бюджетном кодексе. В соответствии с п.2 ст.185
одновременно с
проектом бюджета законодательному органу должны представляться документы и
материалы, определенные ст.181. Однако в ст. 181 содержится состав показателей,
представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете, а документы и материалы,
составляемые одновременно с проектом
бюджета определяются в ст.182. Т.е. в тексте п.2 ст.185 идет ссылка на 181
статью вместо 182. Таким образом, на сегодняшний день отсутствует четкая
правовая основа для обязательного представления одновременно с проектом закона
о бюджете документов и материалов, составляемых одновременно с проектом
бюджета, и иногда для их получения необходимо направлять отдельные запросы.
Целью экспертизы является подготовка заключения, в котором должна содержаться объективная и достоверная информация, достаточная для принятия депутатами решения о принятии, отклонении или внесении изменений в представленный законопроект.
Для достижения цели экспертизы необходимо решить следующие основные задачи:
Проанализировать законопроект на соответствие требованиям действующего законодательства.
Учитывая, что все проекты законодательных актов, вносимых исполнительной властью, проходят двойную юридическую экспертизу (правовыми управлениями правительства и законодательного органа), может возникнуть вопрос о целесообразности еще одной такой проверки.
В данном случае преследуется цель не допустить наличия в тексте будущего закона положений, противоречащих уже действующему законодательству, которые могли бы привести к необоснованным потерям бюджетных средств или возникновению дополнительных обязательств. Т.е. рассматривая формально правовой аспект, Палата фактически анализирует экономическую сторону вопроса.
Особое внимание следует уделить анализу полноты учета в бюджете ранее принятых или закрепленных законодательно обязательств, в том числе перед другими бюджетами, населением и юридическими лицами.
Оценить достоверность и обоснованность количественных показателей, содержащихся в законопроекте.
Во-первых, необходимо проверить все количественные показатели законопроекта на «сходимость» или «взаимную непротиворечивость». Например, проверить соответствие суммы доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета объему расходов, проверить согласованность показателей программы заимствований изменениям долговых обязательств, проверить соответствие расходов по ведомствам суммам их расходов по функциональной классификации и т.п.
Несмотря на простоту такой проверки, она важна, т.к. в процессе подготовки текста проекта закона могут быть допущены опечатки или счетные ошибки. Это в свою очередь может привести к проблемам при исполнении бюджета. Например, не ясно будет, какие же суммы выделять ведомству, если его расходы по функциональной классификации не соответствуют общей сумме, предусмотренной по этому ведомству в законе о бюджете?
Во-вторых, следует проверить обоснованность суммовых показателей законопроекта, т.е. почему в каждой позиции указана именно эта сумма, а не большая или меньшая? Для этого необходимо проанализировать корректность методики, по которой рассчитывался показатель, и проверить достоверность исходных данных, использованных при его расчете.
В-третьих, нужно проанализировать обоснованность норм законопроекта, устанавливающих предельные величины или соотношения тех или иных бюджетных показателей. Если соответствующий норматив установлен действующим законодательством, то его анализ не требуется. В противном случае целесообразно сравнить ожидаемые экономические последствия от применения несколько большего, несколько меньшего и предусмотренного законопроектом значений норматива. Однако следует оговориться, что между различными нормативами может быть корреляция, т.е. изменение одного из них требует соответствующего изменения другого для сохранения максимальной экономической эффективности. Иначе говоря, анализируя эти нормы законопроекта, мы должны понимать, что проводим многофакторный анализ.
Проанализировать рациональность норм законопроекта, регламентирующих отдельные процедуры бюджетного процесса в предстоящем году.
Как правило, такая регламентация содержится в текстовых статьях. В зависимости от предмета регламентации, выбираются и критерии оценки рациональности. Можно оценивать минимизацию рисков возникновения дополнительных обязательств, минимизацию трансакционных издержек при исполнении бюджета, сокращения финансовых затрат, необходимых для решения тех или иных задач, предусмотренных на очередной год (например, сокращение процентных платежей бюджета), и т.п. Кроме того, критериями рациональности служат и такие показатели, как полнота законодательной базы для реализации соответствующей нормы, отсутствие возможности двоякого толкования текста статьи законопроекта, а также реалистичность организации достаточно полного и своевременного контроля исполнения положений этой статьи.
Проанализировать соответствие ожидаемых социально-экономических результатов основным направлениям заявленной бюджетной политики.
Постановка всех ранее рассматриваемых задач экспертизы осуществлялась с позиции анализа корректности создания и использования фонда денежных средств, т.е. рассматривалась финансовая сторона бюджета.
Однако к бюджету следует относиться не просто как к некоему
денежному фонду, а как к инструменту, способствующему максимально возможному
удовлетворению потребностей членов общества в условиях ограниченности ресурсов.
В этом случае бюджет приобретает не только финансовую, но и экономическую значимость,
а его анализ вне связи с бюджетной политикой оказывается не полным.
Экономическую значимость бюджета подтверждает и п.3 ст.172 Бюджетного кодекса, где среди
документов, на которых основывается составление бюджета, указаны Бюджетное
послание Президента и основные направления бюджетной и налоговой политики
соответствующей территории на очередной финансовый год.
Качество документа определяется не только качеством содержащейся в нем информации (полнота, достоверность, объективность и обоснованность), но и тем, как эта информация представлена в документе. В последнем случае особое внимание следует уделить:
– доступности терминологии, используемой в документе, для правильного понимания потенциальным потребителем информации;
– язык документа должен быть точным и лаконичным, исключающим двусмысленные толкования;
– легкости поиска нужной информации в документе;
– выделению наиболее значимой информации;
– расположению информации о логически связанных объектах по возможности ближе друг к другу в тексте документа, т.е. системности в изложении информации.
Руководствуясь этими принципами, можно разработать различные решения по структуре и характеру изложения материала в заключении. Выбор того или иного варианта должен определяться предпочтениями основного потребителя информации, т.е. депутатов.
Практика подготовки заключений в Контрольно-счетной палате Москвы показала, что достаточно рациональной и удобной для депутатов является представление заключения в виде краткого (на 5-7 страницах) документа, содержащего лаконично изложенные наиболее значимые факты и выводы. При этом среди прочих, в Заключении в обязательном порядке должна содержаться рекомендация о возможности принятия законопроекта с внесением в него изменений или без таковых, либо отклонении законопроекта.
Заключение сопровождается двумя приложениями: Результатами экспертизы и Пояснительной запиской.
Первое приложение содержит полные перечни выявленных в ходе экспертизы законопроекта и представленных одновременно с ним материалов несоответствий требованиям действующего законодательства, а также необоснованных или недостоверных данных. Кроме того, в этом же документе содержится полный перечень выводов и рекомендаций, сделанных в ходе экспертизы. Возможно также дополнительно направить депутатам перечень фактов непредставления (равно как и представления заведомо ложной) или не полного представления органами исполнительной власти информации, необходимой для проведения экспертизы.
В Пояснительной записке содержится информация, необходимая и достаточная для обоснования выводов и рекомендаций, содержащихся в Заключении и Результатах экспертизы.
Такое структурирование информации, позволяет достичь сразу нескольких целей:
– внимание депутатов максимально концентрируется на наиболее значимых положениях, содержащихся в Заключении, что повышает вероятность того, что при обсуждении проекта закона на заседании законодательного органа главные проблемы бюджета будут рассмотрены особо тщательно;
– для более детального представления по тому или иному вопросу депутаты могут ознакомиться с подробной информацией в Пояснительной записке и Результатах экспертизы;
– результаты экспертизы могут быть использованы редактором законопроекта и высшими должностными лицами исполнительной власти для принятия решений о доработке и внесении изменений в представленный законопроект;
– сведения, содержащиеся в Пояснительной записке, могут быть использованы представителями исполнительной власти, непосредственно занятыми в подготовке поправок в законопроект, для более правильного и полного понимания позиции контрольно-счетного органа по тому или иному вопросу.
Давать какие-либо рекомендации относительно порядка изложения информации в тексте Заключения, вряд ли имеет смысл. В каждом конкретном случае председатель Палаты или иное лицо, ответственное за подготовку заключения, сам определяет приоритетность выявленных проблем и в зависимости от этого располагает их в том или ином месте документа.
В Результатах экспертизы можно рекомендовать следующий порядок представления информации:
– перечень выявленных несоответствий требованиям действующего законодательства;
– перечень выявленных фактов недостоверности или необоснованности данных;
– выводы;
– рекомендации.
Для удобства работы с этим приложением, целесообразно каждой позиции в перечнях выявленных недочетов указывать ссылку на соответствующую страницу или раздел Пояснительной записки.
Пояснительная записка, хотя и является документом комментирующего характера, требует особого внимания в части структуры изложения материала. Это во многом объясняется значительным объемом информации, представленной в записке. С одной стороны, материал должен быть достаточно подробным для однозначного подтверждения обоснованности выводов и рекомендаций Палаты, с другой, записка должна позволять оперативно (в режиме заседания законодательного собрания) найти необходимую информацию.
Представляется логичным сформировать в составе Пояснительной записки следующие разделы:
1. Анализ соответствия Законопроекта действующему законодательству.
2. Анализ материалов и документов, использованных для составления проекта бюджета и составляемых одновременно с проектом бюджета.
3. Анализ региональных целевых программ и Адресной инвестиционной программы, предусмотренных в проекте бюджета.
4. Постатейный анализ законопроекта.
5. Анализ соответствия проекта бюджета основным направлениям бюджетной политики и Бюджетному посланию Президента.
6. Дополнительная информация.
Составляя Пояснительную записку, полезно предусмотреть в ней оглавление. Если вы работаете с редактором MS Word, то использование соответствующих стилей для написания заголовков различных уровней позволит достаточно легко сформировать оглавление. Это удобно не только при использовании бумажной версии документа, но и при работе над его электронной версией.
Там, где это возможно, порядок расположения материала в Пояснительной записке должен соответствовать расположению анализируемого текста в законопроекте, например, в разделе «Постатейный анализ». В качестве примера можно рекомендовать следующий порядок изложения по расходам.
Раздел начинается с наименования раздела ФКР с указанием его кода. Далее следует краткая статистическая информация по разделу, выполненная в табличной форме:
– общая сумма по разделу;
– доля раздела в расходах бюджета;
– перечень подразделов ФКР, входящих в раздел, с указанием по каждому объемов финансирования и удельного веса в расходах раздела;
– перечень целевых статей, входящих в раздел, с указанием по каждой объемов финансирования и удельного веса в расходах раздела;
– перечень видов расходов, входящих в раздел, с указанием по каждому объемов финансирования и удельного веса в расходах раздела;
– перечень ведомств (главных распорядителей, распорядителей и прямых получателей, указанных в ведомственной структуре бюджета), входящих в раздел, с указанием по каждому объемов финансирования и удельного веса в расходах раздела;
За статистическими данными следует аналитический материал по разделу в целом с необходимыми ссылками на таблицы и графики. Излагаемые в этой части выводы и рекомендации следует выделять из общего текста. Это не только акцентирует внимание на главном при чтении, но и поможет при формировании перечня выводов и рекомендаций, формируемого в приложении «Результаты экспертизы».
Далее, следуют материалы по подразделам, структура которых аналогична структуре материалов, относящихся к разделу ФКР.
Также следует обратить внимание на распределение информации по формам ее представления, а именно: текстовая, табличная и графическая. Однородную для многих разделов и подразделов заключения информацию статистического характера лучше объединить в таблицу, чем каждый раз в тексте описывать ее словами. Например, о соотношении бюджетных показателей в предыдущие, текущем и предстоящем годах.
Выбирая между табличным и графическим представлением информации, следует руководствоваться тем, насколько информативным может быть сравнение между собой не только показателей внутри одного ряда (столбца или графы таблицы), но и сравнение рядов между собой (например, по динамике изменения). Графическое представление предпочтительнее табличного для понимания характера процесса, но не получения точной информации о параметрах. Поэтому, большинство графиков должно сопровождаться соответствующей таблицей, где при необходимости можно было бы узнать точную информацию по любому параметру, представленному на графике.
Особо стоит остановиться на стиле изложения текстового материала в Пояснительной записке.
Следует максимально избегать каких-либо эмоциональных окрасок в оценке тех или иных фактов, чтобы не давать повода усомниться в отсутствии любых политических пристрастий или заинтересованности. Функция Палаты – представить законодательному органу информацию, необходимую и достаточную для оценки законопроекта, но сама оценка является исключительной функцией депутатов.
Также необходимо стремиться к лаконичности изложения при
сохранении информативности материала. Это важно не только в целях экономии
времени для ознакомления и работы с Пояснительной запиской, но и для повышения
концентрации внимания на сути материала.
От того, насколько четко будет разработана последовательность и содержание работ в ходе экспертизы, во многом зависит, насколько эффективно будут использованы ресурсы Палаты. Когда работа жестко ограничена во временных рамках, а численность сотрудников Палаты не велика, вопрос эффективности использования труда последних оказывает значительное влияние на качество Заключения. Чем лучше будет организовано взаимодействие между соисполнителями, чем яснее и конкретнее будет поставлена задача, тем больший объем информации и с большей тщательностью может быть проработан.
Работа над Заключением начинается с выпуска распоряжения председателя Палаты, в котором, как и в других аналогичных документах, кроме прочего указываются:
– наименование работы;
– сроки начала и окончания работ;
– ответственный исполнитель;
– состав рабочей группы и ее руководитель;
– ответственные за подготовку материалов экспертизы от подразделений Палаты, участвующих в экспертизе и распределение участков работ между подразделениями;
– особенности взаимодействия между членами рабочей группы и структурными подразделениями Палаты в ходе подготовки Заключения.
Распоряжение должно сопровождаться тремя приложениями (либо в распоряжении должно содержаться поручение об их разработке):
– планом-заданием на проведение экспертизы;
– планом-графиком работ по подготовке Заключения;
– требованиями к оформлению материалов экспертизы.
Основное назначение Плана-задания – наиболее полно и точно довести до исполнителей, какие задачи требуется решить для достижения цели всей работы, а также какими методами и способами предполагается решение этих задач. Как правило, в этом документе содержится следующая информация:
– предмет, цели и задачи экспертизы;
– перечень источников информации, используемой при подготовке заключения;
– перечень вопросов, обязательных к рассмотрению в рамках экспертизы.
План-график является основным документом, координирующим взаимодействие подразделений и отдельных сотрудников Палаты в ходе подготовки Заключения. Как правило, план-график представляет собой таблицу, содержащую следующие графы:
– наименование или краткое содержание этапа;
– ответственный исполнитель работ по этапу;
– сроки начала и окончания работ по этапу;
– чем заканчивается работа по этапу;
– куда (кому) и в каком виде (на бумажном или электронном носителе) направляются результаты работ по этапу;
– визы и подписи на итоговом документе по этапу;
– примечание.
В любой работе, в которой отдельные части будущего итогового документа выполняются разными исполнителями или рабочими группами, а затем сводятся в единый документ, большое значение для экономии трудозатрат и времени имеет согласованность стилей и структуры изложения материалов соисполнителями.
Как правило, даже в небольших по численности Палатах, к работе над заключением привлекаются несколько соисполнителей или подразделений. Порядок, в котором в материалах экспертизы освещаются вопросы, может быть достаточно разнообразным. Нельзя однозначно говорить о предпочтительности того или иного варианта, т.к. у каждого может быть своя логика. Однако, необходимо четко довести до соисполнителей ту структуру, по которой информация будет излагаться в итоговом документе.
Регламентация порядка изложения информации и оформления материалов соисполнителей носит в большей степени «технологический» характер и не влияет на содержательность (смысловую наполняемость) Заключения и его приложений. Поэтому требования к оформлению материалов экспертизы целесообразно вынести в отдельный документ.
В качестве примера можно привести некоторые из таких требований.
«Результаты работ, выполняемых в рамках экспертизы, должны
быть представлены на бумажных и электронных носителях.
Документы, представляемые на бумажных носителях, должны быть оформлены в соответствии с нормами делопроизводства, действующими в КСП Москвы.
Документы на электронных носителях, должны быть представлены:
текстовые материалы — в формате MS Word;
табличные материалы — в формате MS Excel.
Табличные материалы допускается представлять в формате MS Word, если число записей в таблице не превышает двадцати.
Документы на электронных носителях должны размещаться на
диске K:\, а электронные адреса мест их хранения должны указываться на бумажных
копиях этих документов.
Информация в материалах аудиторских направлений, направляемых для обобщения в Рабочую группу, должна излагаться сгруппированной в соответствии со структурой бюджетной классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета и государственного долга. В пределах отдельных групп информация должна излагаться в порядке, соответствующем порядку изложения вопросов в разделе «Перечень вопросов, обязательных к рассмотрению в Пояснительной записке» настоящего Плана-задания.
В материалах экспертизы допускается использование только официальной информации. Информация, используемая или упоминаемая в материалах Экспертизы, должна сопровождаться указанием реквизитов источника информации.
В случае выявления в ходе экспертизы несоответствия
требованиям законодательства, должны быть указаны нарушенные правовые нормы
(документ, статья, пункт)».
Кроме общих вопросов организации работ по подготовке Заключения, не лишним будет немного остановиться и на некоторых «технологических» моментах.
В ходе выполнения экспертно-аналитических работ часто возникает необходимость направления запросов в целый ряд сторонних организаций. При этом, если работа проводится силами нескольких подразделений, могут возникать ситуации, когда у разных подразделений может возникать потребность обращения в одну и ту же организацию, а иногда и с одним и тем же вопросом. Получение организацией одновременно нескольких запросов, которые могут еще и частично совпадать по содержанию, не только неоправданно увеличивает трудозатраты этой организации на координацию работ по подготовке ответов, но и отрицательно сказывается на деловой репутации Палаты.
Во избежание таких ситуаций целесообразно, во-первых, закрепить за подразделениями Палаты и рабочей группой организации, в которые они формируют и направляют сводные запросы (с вопросами от двух и более подразделений), а во-вторых, сформировать базу данных по запросам, Наиболее удобно это делать в таблице Excel, содержащей следующие графы:
– наименование подразделения, направляющего запрос;
– исполнитель запроса и его телефон;
– краткое содержание вопроса (каждый вопрос в отдельной строке);
– наименование подразделения, по чьей инициативе вопрос включен в сводный запрос (для не сводных запросов не требуется);
– дата направления запроса;
– регистрационный номер запроса;
– дата получения ответа;
– регистрационный номер ответа;
– исполнитель ответа и его телефон;
– место хранения ответа (подразделение, размещение файла корпоративной сети Палаты).
Такая таблица не только позволяет избегать дублирования в запросах Палаты, но и повышает информированность всех подразделений Палаты, участвующих в подготовке Заключения.
Еще один важный аспект, на который целесообразно обратить внимание при подготовке запросов, это формулировка вопросов. Как показывает практика, если мы хотим получить ответ максимально совпадающим с тем, на что мы рассчитывали, направляя запрос, то формулировки должны быть такими, чтобы максимально исключались варианты трактовки вопроса. Поэтому, если нам известны какие-либо формы стандартной отчетности (вплоть до ведомственных форм), то лучше ссылаться именно на них. Если таких форм нет, то в запросе нужно указать форму, по которой следует представить информацию в ответе на запрос. Такой формой может быть таблица или простой перечень обязательно указываемых параметров.
Проводя экспертизу проекта бюджета, достаточно часто приходится обращаться к статистическим данным и производить определенные вычисления, необходимые для получения выводов и разработки рекомендаций по тем или иным вопросам. Наряду со специфичными для каждого направления, существует достаточно большой объем статистических данных и аналитических процедур, которые характерны для всех или большинства направлений. Например, различные показатели инфляции, бюджетные показатели прошлых лет в абсолютных и сопоставимых ценах, удельные веса отдельных показателей в бюджете, динамика их изменений и т.д. Поэтому целесообразно уже на первых этапах экспертизы подготовить соответствующие таблицы, а иногда и графики, которые разместить на общедоступном диске корпоративной сети Палаты. Учитывая, что контрольные подразделения, как правило, располагают существенно меньшим опытом работы с таблицами Excel, разработку таких таблиц и графиков логичней поручить аналитическому подразделению. Одновременно следует позаботиться об удобстве и простоте пользования этими таблицами, т.е. максимально продумать какие фильтры установить, как закрепить отдельные области листа, можно также предусмотреть краткие комментарии для пользователей по отдельным функциям таблицы.
В Пояснительной записке содержится подробный анализ обоснованности бюджетных показателей. Однако расположение этой информации по каждому показателю в разных местах достаточно объемной Пояснительной записки не совсем удобно для получения представления об оценке обоснованности показателей по всему бюджету в целом. В приложении «Результаты экспертизы» присутствует полный перечень замечаний Палаты по обоснованности бюджетных показателей, но гораздо нагляднее будет дать их на фоне всего бюджета. Поэтому представляется целесообразным свести их в таблицу, содержащую следующие графы:
– наименование показателя;
– код бюджетной классификации;
– величина показателя, предусмотренная проектом закона о бюджете;
– величина показателя, признанная Палатой обоснованной;
– отклонение величины в законопроекте от величины, признанной Палатой обоснованной.
Такая таблица не только делает более наглядной информацию об обоснованности бюджетных показателей, но помогает провести анализ сбалансированности бюджета в случае внесения соответствующих изменений в доходы, расходы или источники финансирования дефицита бюджета, а также разработать рекомендации по обеспечению сбалансированности бюджета.
В зависимости от особенностей регионального законодательства, пожеланий депутатов законодательного собрания или по инициативе Палаты, в материалах экспертизы могут быть особо рассмотрены некоторые вопросы не общего характера. Например, можно предусмотреть в Пояснительной записке самостоятельный раздел, где бы рассматривались региональные целевые программы или Адресная инвестиционная программа.
Перечень вопросов, о которых пойдет речь далее, следует рассматривать лишь в качестве примера. Каждая Палата разрабатывает «свой» перечень, который в наибольшей степени учитывает особенности соответствующего региона и наиболее актуальные вопросы на тот или иной период. Однако многие вопросы можно использовать если не во всех, то в большинстве субъектов Российской Федерации. В любом случае при изложении перечня обязательных вопросов в регламентирующем документе Палаты, необходимо указывать, что список вопросов может дополняться или корректироваться в ходе проведения Экспертизы распоряжениями Руководителя работ.
Установить наличие в пакете документов и материалов, представленных в Московскую городскую Думу одновременно с Законопроектом:
- проекта бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (п. 2 ст. 145 БК РФ);
- перечня городских целевых программ, предлагаемых к финансированию из бюджета города в 2005 году (п. 3 ст. 4 Закона г. Москвы от 11.07.2001 № 34 «О государственных целевых программах в городе Москве» (далее – Закон о городских целевых программах);
- адресная инвестиционная программа на 2005 год (п. 3 ст. 8 Закона о городских целевых программах);
- перечня федеральных целевых и межрегиональных программ, предусмотренных к финансированию за счет средств бюджета города в 2005 году (п. 5 ст. 7 Закона о городских целевых программах);
- Программа государственных заимствований города Москвы (п. 2и ст. 42 Закона о бюджетном устройстве) (п. 4 ст. 8 Закона о государственном долге).[1]
Проверить наличие в перечне городских целевых программ сведений, являющихся обязательными в соответствии с требованиями п. 4 ст. 4 Закона о городских целевых программах:
- об объемах финансирования выполнения каждой программы на 2005 год, определенных в составе программы при ее принятии и предлагаемых Правительством Москвы к утверждению в Законопроекте с указанием статей бюджета, в которых заложены соответствующие средства;
- о перечне мероприятий городской целевой программы, предлагаемых к реализации в 2005 году;
- объемы финансирования выполнения каждой программы в предшествующие годы, предполагаемые объемы финансирования выполнения каждой программы на финансовые годы, следующие за 2005 годом.
Установить наличие городских целевых программ, финансирование которых прекращается с начала 2005 года. Если такие программы выявлены, проверить выполнение требований п. 6 ст. 4 Закона о городских целевых программах об указании в материалах к Законопроекту по каждой такой программе причин прекращения ее финансирования, а также объемов средств, затраченных на выполнение программы в предшествующие годы, и порядка их возмещения (при необходимости[2]).
Одновременно с Законопроектом составляются[3] следующие документы и материалы:
- прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2005 финансовый год (п. 1 ст. 182 БК РФ и п. 1а ст. 41 Закона о бюджетном устройстве);
- основные направления бюджетной и налоговой политики города Москвы на 2005 финансовый год (п. 1 ст. 182 БК РФ и п. 1б ст. 41 Закона о бюджетном устройстве);
- прогноз сводного финансового баланса города Москвы на 2005 финансовый год (п. 1 ст. 182 БК РФ и п. 1в ст. 41 Закона о бюджетном устройстве);
- прогноз консолидированного бюджета города Москвы на 2005 финансовый год (п. 2 ст. 182 БК РФ и п. 2а ст. 41 Закона о бюджетном устройстве);
- адресная инвестиционная программа на 2005 год (п. 2 ст. 182 БК РФ и п. 2б ст. 41 Закона о бюджетном устройстве); [4]
- план развития государственного сектора экономики (п. 2 ст. 182 БК РФ и п. 2в ст. 41 Закона о бюджетном устройстве);
- перспективный финансовый план (п. 2г ст. 41 Закона о бюджетном устройстве), который должен составляться по укрупненным показателям бюджетной классификации (п. 6 ст. 174 БК РФ);
- структура государственного долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на 2005 год для покрытия дефицита бюджета (п. 2 ст. 182 БК РФ и п. 2д ст. 41 Закона о бюджетном устройстве);
- оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот (п. 2 ст. 182 БК РФ и п. 2е ст. 41 Закона о бюджетном устройстве);
- оценка ожидаемого исполнения бюджета за 2004 год (п. 2 ст. 182 БК РФ и п. 2ж ст. 41 Закона о бюджетном устройстве);
- перечень городских целевых программ, предлагаемых к финансированию из бюджета города в 2005 году (п. 2з ст. 41 Закона о бюджетном устройстве);[5]
- перечень федеральных целевых и межрегиональных программ, предусмотренных к финансированию за счет средств бюджета города в 2005 году (п. 2и ст. 41 Закона о бюджетном устройстве).[6]
При отсутствии перечисленных документов и материалов в составе пакета документов и материалов, представленных в Московскую городскую Думу одновременно с Законопроектом, направить соответствующие запросы для представления их в Контрольно-счетную палату Москвы.
Сверить перечни городских целевых программ и федеральных целевых и межрегиональных программ, предусмотренных к финансированию за счет средств бюджета города в 2005 году с Городским реестром программ (ст. 9 Закона о городских целевых программах).
Проверить исполнение требования ст. 40 Закона о бюджетном устройстве о необходимости внесения на рассмотрение Московской городской Думы проектов законов о внесении изменений в законодательство города Москвы о региональных и местных налогах и сборах, предусматривающих их вступление в силу с 2005 года.
Проверить соблюдение требования законодательства о внесении не позднее 10 сентября 2004 года проекта бюджета города Москвы на 2005 год Мэром Москвы на рассмотрение Московской городской Думой в форме проекта закона города Москвы (ст. 11 БК РФ, п. 6 ст. 3, п. 1а ст. 27, п. 1а ст. 28, п. 1 ст. 43 Закона о бюджетном устройстве).
Проверить наличие в Законопроекте следующих показателей и регламентации отдельных процедур бюджетного процесса:
- прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам, статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации (п. 1 ст. 181 БК РФ, п. 1а ст. 42 Закона о бюджетном устройстве);
- параметры межбюджетных отношений бюджета города и бюджетов муниципальных образований (п. 1б ст. 42 Закона о бюджетном устройстве);
- объем финансовых средств, получаемых из федерального бюджета (п. 1в ст. 42 Закона о бюджетном устройстве);
- расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (п. 2 ст. 181 БК РФ, п. 2а ст. 42 Закона о бюджетном устройстве);
- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета (п. 2 ст. 181 БК РФ, п. 2б ст. 42 Закона о бюджетном устройстве);
- доходы и расходы целевых бюджетных фондов (п. 2 ст. 181 БК РФ, п. 2в ст. 42 Закона о бюджетном устройстве);
- объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации (в п. 2г ст. 42 Закона о бюджетном устройстве — «муниципальных образований»), предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь (п. 2 ст. 181 БК РФ);
- объемы бюджетных ассигнований на финансирование городских целевых программ в 2005 году (п. 2д ст. 42 Закона о бюджетном устройстве, п. 3 ст. 3, п. 5. ст. 4 Закона о городских целевых программах);
- распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города (п. 2 ст. 181 БК РФ, п. 2е ст. 42 Закона о бюджетном устройстве);
- предельные объемы налоговых и других обязательных платежей в бюджет города, сроки уплаты которых могут быть перенесены за пределы финансового года, в форме отсрочки, рассрочки, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов (ст. 32, п. 3 ст. 41,п. 4 ст. 59, п. 3 ст. 181 БК РФ, п. 2, 3 ст. 9, п. 2ж ст. 42 Закона о бюджетном устройстве);
- источники финансирования дефицита бюджета (п. 4 ст. 181 БК РФ, п. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 18.04.2001 № 15 «О государственном долге города Москвы» (далее – Закон о государственном долге);
- предельные объемы государственного долга города Москвы и расходов на его обслуживание (п. 2з ст. 42 Закона о бюджетном устройстве):
o верхний предел государственного долга города Москвы по состоянию на 1 января 2006 года по внутреннему и внешнему долгу (в том числе верхний предел государственных гарантий, предоставленных городом Москвой) (п. 1а ст. 4 Закона о государственном долге);
o минимальная сумма расходов бюджета города на обслуживание государственного долга города Москвы (п. 1в ст. 4 Закона о государственном долге);
- порядок накопления на бюджетном счете города Москвы средств, в целях сглаживания пиковых нагрузок на бюджет, связанных с необходимостью погашения долговых обязательств (п. 2 ст. 1.1. Закона о государственном долге);
- гарантии города Москвы, предоставляемые отдельному субъекту Российской Федерации, внутригородскому муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 0,01 процента расходной части бюджета города Москвы на 2005 финансовый год (п. 2 ст. 117 БК РФ, п. 5 ст. 7 Закона о государственном долге);
- Программа государственных заимствований города Москвы (п. 2и ст. 42 Закона о бюджетном устройстве);[7]
- перечень (в виде приложения) законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на 2005 год в связи с тем, что Законопроектом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования, в Законопроекте должно быть указано, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного (нормативного) акта (п. 4 ст. 83 БК РФ);
- положения, регламентирующие предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями (п. 7, ст. 76 БК РФ):
o цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит;
o условия и порядок предоставления бюджетных кредитов;
o лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах 2005 года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года;
o ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.
Установить соответствие Законопроекта требованиям законодательства о применении бюджетной классификации, для чего проверить:
- соответствие текстовых наименований с указанием кодов доходов, расходов, видов долговых обязательств и источников финансирования дефицита бюджета Закону о бюджетной классификации (ст. 18 БК РФ, ст. 1 Закона о бюджетной классификации, п. 1 ст. 4 Закона о бюджетном устройстве);
- соответствие текстовых наименований с указанием кодов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета города Москвы перечню главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, отражаемых в ведомственной структуре расходов бюджета города, и утверждаемый Правительством Москвы (п. «ж» ст. 29 Закона о бюджетном устройстве);
- соблюдение принципа единства бюджетной классификации (п. 1 ст. 26 БК РФ) при детализации бюджетной классификации в целях составления Законопроекта (ст. 27 БК РФ).
Проверить соответствие Законопроекта действующим на момент его разработки (п. 2 ст. 172 БК РФ, п. 1 ст. 180 БК РФ, п. 2 ст. 39 Закона о бюджетном устройстве):
- налоговому законодательству;
- нормативам отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- предполагаемым объемам финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- видам и объемам расходов, передаваемым с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой.
Проверить исполнение требований ст. 35 БК РФ о недопустимости увязывания доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Проанализировать обоснованность методик, применявшихся для прогнозирования показателей социально-экономического развития города на 2005‑2007 годы.
Проанализировать обоснованность оценки макроэкономических показателей, ожидаемых по итогам 2004 года.
Проверить корректность вычислений и достоверность данных, использовавшихся при прогнозировании показателей социально-экономического развития города на 2005‑2007 годы.
Проанализировать обоснованность методик, применявшихся для формирования перспективного финансового плана.
Проверить корректность вычислений и достоверность данных,
использовавшихся при формирования перспективного
финансового плана.
Проанализировать соответствие планируемых изменений показателей городского бюджета основным направлениям бюджетной политики.
Проанализировать обоснованность методик, применявшихся для прогнозирования сводного финансового баланса на 2005 год.
Проверить корректность вычислений и достоверность данных, использовавшихся при прогнозировании сводного финансового баланса на 2005 год.
Проанализировать реалистичность осуществления планируемой бюджетной политики и основных положений Бюджетного послания Президента в условиях, характеризуемых показателями сводного финансового баланса на 2005 год.
Проверить корректность вычислений и достоверность данных, использовавшихся при формировании показателей консолидированного бюджета Москвы на 2005 год.
Проверить достоверность исходных данных и обоснованность планируемых показателей на 2005 год в следующих составных частях плана развития государственного сектора экономики:
- перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий города Москвы;
- сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Проанализировать рациональность выбора объектов программ приватизации (продажи) государственного имущества и приобретения имущества в государственную собственность с позиций:
- минимально необходимого присутствия государства в соответствующих отраслях экономики города для предотвращения возникновения критических ситуаций в системах жизнеобеспечения Москвы;
- минимально необходимого производственного потенциала государственного сектора в соответствующих отраслях экономики города для минимизации издержек и снижения рисков при финансировании расходов городского бюджета;
- изменения показателей ликвидности активов города Москвы.
Проанализировать соответствие основных направлений бюджетной и налоговой политики города Москвы на 2005 год Бюджетному посланию Президента Российской Федерации.
Проанализировать соответствие проекта бюджета города Москвы на 2005 год основным направлениям бюджетной и налоговой политики.
Проанализировать рациональность выбора целей бюджетной и налоговой политики и методов их достижения. Оценить возможные позитивные и негативные последствия выбранной бюджетной и налоговой политики.
Проверить полноту учета доходов бюджета города Москвы:
- в части отражения отдельной строкой каждого источника доходов бюджета с указанием наименования, кода и объема поступлений в бюджет (приложение 2 Закона о бюджетной классификации, ст. 48 БК РФ, проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год»);
- в части достоверности учета пропорций распределения регулирующих доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы и объемов их поступления в бюджет города Москвы в 2005 году (ст. 48 БК РФ, проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год»);
- в части полноты и законности отнесения доходов бюджета города Москвы к доходам целевых бюджетных фондов, а также обоснованности объемов этих поступлений, предусмотренных в Законопроекте.
Проанализировать обоснованность методик, применявшихся для прогнозирования объемов поступления по статьям и подстатьям налоговых доходов.
Проверить полноту, достоверность и актуальность данных, использовавшихся при прогнозировании объемов поступления по статьям и подстатьям налоговых доходов.
Проверить корректность вычислений, произведенных при прогнозировании налоговых доходов.
Проверить непротиворечивость данных (сходимость) о прогнозируемых объемах поступлений по подгруппам, статьям и подстатьям налоговых доходов.
Оценить наиболее вероятные объемы поступлений доходов по каждой подгруппе налоговых доходов при благоприятном и неблагоприятном развитии макроэкономической ситуации в Москве.
Проанализировать целесообразность и законность изменений сроков налоговых платежей в бюджет города Москвы (налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам), оценить объем налоговых платежей, сроки уплаты которых переносятся за пределы 2005 года.
Проверить полноту учета в Законопроекте средств, возвращаемых по ранее отсроченным налоговым платежам.
Проанализировать целесообразность и законность предоставления льгот по налоговым платежам в бюджет города Москвы, оценить объемы предоставления льгот по налоговым платежам в городской бюджет в 2005 году.
Проанализировать обоснованность методик, применявшихся для прогнозирования объемов поступления по статьям и подстатьям неналоговых доходов.
Проверить полноту, достоверность и актуальность данных, использовавшихся при прогнозировании объемов поступления по статьям и подстатьям налоговых доходов.
Проверить корректность вычислений, произведенных при прогнозировании неналоговых доходов.
Проверить непротиворечивость данных (сходимость) о прогнозируемых объемах поступлений по подгруппам, статьям и подстатьям неналоговых доходов.
Оценить наиболее вероятные объемы поступлений доходов по каждой подгруппе неналоговых доходов при благоприятном и неблагоприятном развитии макроэкономической ситуации в Москве.
Проанализировать целесообразность и законность изменений сроков неналоговых платежей в бюджет города Москвы (налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам), оценить объем неналоговых платежей, сроки уплаты которых переносятся за пределы 2005 года.
Проверить полноту учета в Законопроекте средств, возвращаемых по ранее отсроченным неналоговым платежам.
Проверить полноту учета в Законопроекте средств от возврата субсидий и субвенций прошлых лет.
Проанализировать целесообразность и законность предоставления льгот по неналоговым платежам в бюджет города Москвы, оценить объемы предоставления льгот по неналоговым платежам в городской бюджет в 2005 году.
Установить капитализацию акций, находящихся в собственности города Москвы и сравнить их доходность со средней доходностью по акциям коммерческих организаций, зарегистрированных на территории города Москвы.
Установить суммарную стоимость имущества города Москвы, сдаваемого в аренду, и сравнить доходность от сдачи этого имущества в аренду со средней по Москве доходностью от сдачи имущества в аренду.
Оценить наиболее вероятную средневзвешенную величину временно свободных средств городского бюджета в 2005 году. Оценить обоснованность прогноза ставок платежей за размещение в банках и кредитных организациях временно свободных бюджетных средств в 2005 году.
Сравнить стоимость (проценты) бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) со стоимостью кредитных ресурсов, предоставляемых московскими банками и кредитными организациями, и оценить обоснованность предусмотренного в Законопроекте объема поступлений в виде процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны (код КД 2010400).
Установить объемы прибыли, полученной государственными организациями Москвы в прошлые годы, долю этой прибыли, с которой производились отчисления в городской бюджет, и объемы таких перечислений. Оценить полноту учета прибыли городских государственных организаций и обоснованность ставок отчисления доли этой прибыли в городской бюджет в 2005 году.
Сформировать перечень федеральных нормативных правовых актов с указанием нормативов финансирования, предусмотренных этими правовыми актами:
- устанавливающих обязательные выплаты населению из бюджета города Москвы;
- предусматривающих передачу Москве с федерального уровня отдельных государственных полномочий;
- приводящих к увеличению расходов или уменьшению доходов города Москвы.
Проверить полноту, достоверность и актуальность данных, которые использовались при расчете соответствующих компенсационных платежей. Сравнить расчетные величины этих платежей с соответствующими показателями, предусмотренными законом «О федеральном бюджете на 2005 год» и Законопроектом. В случае выявления несоответствия, проанализировать причины и возможные последствия такого несоответствия. Проверить полноту учета в Законопроекте погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся по указанным платежам.
Проверить соответствие объема средств, передаваемых в целевые бюджетные фонды объему доходов целевых бюджетных фондов.
Проверить правильность расчета объема средств, передаваемых в целевые бюджетные фонды.
Проверить отсутствие среди доходов государственных учреждений Москвы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности источников, являющихся доходами бюджета города Москвы в соответствии с действующим законодательством.
Оценить прогнозируемый объем доходов государственных учреждений Москвы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Оценить долю таких доходов, которая будет учтена в бюджете Москвы, если полнота их учета останется на уровне прошлых лет.
Проверить соответствие требованиям п. 2 ст. 92 БК РФ о соотношении доходов и текущих расходов бюджета.
Проверить соответствие требованиям п. 2, 3 ст. 85 БК РФ распределения и закрепления между бюджетом города Москвы и бюджетами иных уровней бюджетной системы Российской Федерации совместно финансируемых расходов (п. 1 ст. 85 БК РФ).
Проверить полноту отражения в Законопроекте средств, передаваемых в бюджет города Москвы из федерального бюджета на финансирование объектов государственной собственности Москвы, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2005 год (п. 4 ст. 85 БК РФ).
Проверить отсутствие в проекте бюджета города Москвы на 2005 год расходов, финансирование которых допускается исключительно за счет средств федерального бюджета (ст. 84 БК РФ).
В рамках проведения Экспертизы по разделам и подразделам функциональной классификации расходов выполнить следующие контрольные и аналитические процедуры по формам расходов (ст. 69 БК РФ).
Проанализировать обоснованность методик, применявшихся для определения потребностей бюджетного финансирования содержания бюджетных учреждений.
Проверить наличие нормативов финансирования расходов на содержание бюджетных учреждений или отдельных видов этих расходов, и проанализировать обоснованность таких нормативов.
Проверить полноту, достоверность и актуальность данных, использовавшихся для определения потребностей бюджетного финансирования содержания бюджетных учреждений.
Установить величину отклонения расчетной потребности бюджетного финансирования от объема финансирования, предусмотренного Законопроектом на содержание бюджетных учреждений, и проанализировать обоснованность причин такого отклонения.
Проверить полноту учета в Законопроекте погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся по указанным расходам.
Проверить соответствие объемов финансирования городских целевых программ (п. 2д ст. 42 Закона о бюджетном устройстве), федеральных целевых и межрегиональных программ, указанных в Законопроекте, соответствующим объемам финансирования, указанных в представляемом одновременно с Законопроектом перечне городских целевых программ (п. 4 ст. 4 Закона о городских целевых программах). Сравнить объемы финансирования городских целевых программ, предусмотренных Законопроектом, с объемами бюджетного финансирования на 2005 год, предусмотренными в документах, которыми указанные программы принимались. В случае несоответствия, установить причины и оценить целесообразность дальнейшего исполнения программы или финансирования ее не в полном объеме.
Проверить полноту и обоснованность включения в состав расходов бюджета расходов в соответствии с заключенными договорами, соглашениями и иными правовыми актами, в связи с которыми возникли или возникнут обязательства города Москвы перед третьими лицами в 2005 году.
Проверить полноту учета в Законопроекте погашения кредиторской и дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся по указанным платежам.
Проверить полноту учета расходов бюджета города Москвы на бюджетные инвестиции в адресной инвестиционной программе (п. 6 ст. 12 Закона о бюджетном устройстве).
Проверить выполнение требования п. 2 ст. 80 БК РФ о включении в Законопроект бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными и муниципальными унитарными предприятиями, исключительно при наличии:
- технико-экономического обоснования инвестиционного проекта;
- проектно-сметной документации;
- плана передачи земли и сооружений;
- проекта договора между органом исполнительной власти города Москвы и юридическим лицом, являющимся получателем бюджетных инвестиций, об участии города Москвы в собственности субъекта инвестиций.
Сформировать перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные выплаты населению из бюджета города Москвы, с указанием нормативов финансирования, предусмотренных данными правовыми актами.
Проверить полноту, достоверность и актуальность данных о контингенте получателей трансфертов из бюджета города Москвы по указанным правовым актам, которые использовались при расчете соответствующих ассигнований.
Оценить величину отклонения расчетных ассигнований по трансфертам населению от объема финансирования, предусмотренного Законопроектом, проанализировать причины и возможные последствия такого отклонения.
Проверить полноту учета в Законопроекте погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся по указанным платежам.
Сформировать перечень нормативных правовых актов, устанавливающих передачу отдельных государственных полномочий города Москвы на другие уровни власти, с указанием нормативов финансирования, необходимого для осуществления данных полномочий.
Проверить полноту, достоверность и актуальность данных, использовавшихся при определении объемов компенсаций, передаваемых в бюджет города Москвы или из бюджета города Москвы в связи с передачей соответствующих полномочий.
Оценить величину отклонения расчетных потребностей финансирования от ассигнований, предусмотренных Законопроектом, проанализировать причины и возможные последствия таких отклонений.
Проверить полноту учета в Законопроекте погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся по указанным платежам.
Сформировать перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления и проверить наличие в Законопроекте и обоснованность объемов дотаций на возмещение убытков от их содержания.
Проанализировать экономическую обоснованность установленных в Законопроекте лимитов предоставления:
- налоговых кредитов;
- инвестиционных налоговых кредитов;
- отсрочек обязательных платежей в бюджет;
- рассрочек по обязательным платежам в бюджет;
- предоставления бюджетных средств юридическим лицам на возвратной платной основе на установленные цели.
Проанализировать экономическую обоснованность условий предоставления бюджетных кредитов, указанных в Законопроекте, в части:
- целей, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит;
- ограничений по субъектам использования бюджетных кредитов;
- условий и порядка предоставления бюджетных кредитов, в том числе минимальных размеров платежей за кредит в зависимости от целей кредита и категории его получателя, а также ограничений по видам обеспечения обязательств получателя кредита.
Сформировать перечень нормативных правовых актов, устанавливающих основания для предоставления субвенций и субсидий из бюджета города Москвы.
Оценить экономическую обоснованность объемов предоставления субвенций и субсидий, предусмотренных в Законопроекте.
Проанализировать целесообразность инвестирования бюджетных средств с позиций:
- согласованности с планом приватизации на 2005 год;
- изменения или приобретения прав города на участие в управлении и распределении прибыли объекта инвестирования;
- изменения доли государства в соответствующем сегменте экономики Москвы;
- соответствия профиля деятельности объекта инвестирования задачам и функциям государства (на уровне субъекта Российской Федерации);
- соотношения затрат и приобретаемых выгод.
Проверить отсутствие в Законопроекте субсидий для финансового обеспечения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Москвы (п. 5 ст. 6 Закона о передаче государственных полномочий).
Проанализировать обоснованность методики и проверить полноту, достоверность и актуальность данных, применявшихся при определении нормативов минимальной обеспеченности местных бюджетов. Проверить соответствие расчетных величин дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, соответствующим показателям, предусмотренным в Законопроекте. В случае несоответствия указанных величин, проанализировать причины и последствия таких несоответствий (п. 3 ст. 28 Закона о местном самоуправлении в Москве).
Проверить выполнение требований законодательства, связанных с предельными объемами расходов на обслуживание государственного долга и размеров государственного долга (ст. 111 БК РФ, п. 5 ст. 4 Закона о государственном долге).
Определить величину и оценить достаточность заложенного в расходы на обслуживание государственного долга города Москвы в 2005 году резерва на исполнение обязательств по гарантиям города Москвы при наступлении гарантийного случая (п. 5, ст. 3 Закона о государственном долге).
Проверить законность предоставления и исполнения гарантий, исполнение которых предусмотрено в Законопроекте, а также обоснованность соответствующих объемов финансирования, предусмотренных в Законопроекте.
Проанализировать целесообразность распределения средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по направлениям расходов.
Кроме того, по всем расходам, предусмотренным в Законопроекте, выполнить следующие контрольные и аналитические процедуры:
- проверить корректность вычислений, произведенных для определения потребностей бюджетного финансирования по всем направлениям расходов;
- проверить непротиворечивость данных (сходимость) об объемах расходования бюджетных средств по направлениям, представленных в Законопроекте;
- проанализировать зависимость требуемых объемов бюджетного финансирования от изменений макроэкономической ситуации в Москве и оценить указанные объемы при благоприятном и неблагоприятном развитии макроэкономической ситуации.
Проверить исполнение в Законопроекте требований п. 4 ст. 92 БК РФ о предельных величинах дефицита бюджета.
Проверить соответствие наименований и кодов источников финансирования дефицита бюджета Закону о бюджетной классификации и требованиям ст. 95 БК РФ.
Проанализировать обоснованность совокупного объема привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета, а также рациональность распределения этого объема по различным источникам финансирования дефицита бюджета.
Проанализировать целесообразность установления в Законопроекте максимальной величины превышения доходов над расходами в процессе исполнения бюджета, при которой допускается привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета.
Проверить соответствие наименований и кодов видов заимствований наименованиям и кодам источников финансирования дефицита бюджета, установленным Законом о бюджетной классификации.
Проверить исполнение в Законопроекте требований ст. 2 федерального закона от 05.08.2000 № 116‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
Проверить непротиворечивость Программы государственных заимствований и сведений о поступлении средств из источников финансирования дефицита бюджета, указанных в Законопроекте.
Проанализировать целесообразность установления в Законопроекте минимальной величины остатков средств городского бюджета на счетах в банках и кредитных организациях, при которой допускается привлечение заемных средств.
Проанализировать целесообразность установления в Законопроекте критериев допустимости привлечения заемных средств в целях реструктуризации государственного долга Москвы.
Проверить допустимость предоставления гарантий в 2005 году оценив исполнение требований ст. 111 БК РФ.
Проанализировать целесообразность установления в Законопроекте:
- целей, на которые могут предоставляться государственные гарантии города Москвы в 2005 году;
- критерии отбора потенциальных получателей гарантий;
- минимальные ставки платежей за предоставление гарантий в зависимости от целей гарантий и категорий получателей гарантий;
- лимит предоставления гарантий в зависимости от целей;
- ограничений по видам обеспечения обязательств получателя гарантии.
Проверить выполнение требований законодательства, связанных с предельными размерами государственного долга (п. 2 ст. 107 БК РФ, п. 2 ст. 4 Закона о государственном долге).
Проверить полноту учета в государственном долге Москвы обязательств, установленных в п. 4 ст. 99 БК РФ.
Проверить соответствие наименований и кодов видов государственных долгов, установленным Законом о бюджетной классификации.
Проверить непротиворечивость сведений о поступлении средств из источников финансирования дефицита бюджета, доходах и расходах, указанных в Законопроекте, прогнозируемому на 01.01.2005 объему государственного долга Москвы и предусмотренному Законопроектом объему государственного долга города Москвы на 01.01.2006.
Кроме вопросов, изложенных выше, проанализировать содержание статей:
- на отсутствие положений, допускающих неоднозначное толкование;
- на наличие критериев, позволяющих осуществление качественного контроля их исполнения;
- на наличие и рациональность количественных показателей (номинальных или предельных) в случаях, устанавливающих поступление, расходование или привлечение финансовых средств или регламентирующих изменение прав собственности на государственное имущество Москвы.
Проанализировать достаточность и избыточность регламентации исполнения бюджетного процесса в Москве в 2005 году в текстовых статьях Законопроекта с учетом действующего законодательства и результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП Москвы и других органов государственного финансового контроля.
[1] Согласно п. 2и ст. 42 Закона о бюджетном устройстве программа заимствований входит в перечень обязательных показателей Законопроекта.
[2] Из текста п. 6 ст. 4 Закона о городских целевых программах.
[3] Согласно действующим редакциям п. 1 ст. 39 Закона о бюджетном процессе и п. 2 ст. 185 БК РФ, представление перечисляемых документов одновременно
[4] Представляется Мэром Москвы в Московскую городскую Думу в составе материалов проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год согласно п. 3 ст. 8 Закона о городских целевых программах.
[5] Представляется Мэром Москвы в Московскую городскую Думу в составе материалов проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год согласно п. 3 ст. 4 Закона о городских целевых программах.
[6] Представляется Мэром Москвы в Московскую городскую Думу в составе материалов проекта бюджета города Москвы на очередной финансовый год согласно п. 5 ст. 7 Закона о городских целевых программах.
[7] Согласно п. 4 ст. 8 Закона о государственном долге, программа заимствований представляется в пакете документов одновременно с Законопроектом.