Подпись: OГОССЕКТОР


   Подпись: OГосбюджет

 

Краткий вариант статьи опубликован
в «Торгово-промышленных ведомостях» №3 (259) февраль 2003
под заголовком «Можно ли вернуть деньги в Россию
 без «экономической амнистии»?

 

Налоговая реформа в интересах бизнеса. Российского?

 

Чичелёв М.Е.

Контрольно-счетная палата Москвы

 

Вступить в ВТО нужно так, чтобы
потом не было мучительно больно…

 

Среди проблем, обсуждаемых в связи с возможным вступлением России в ВТО, одно из ключевых мест занимает проблема конкурентоспособности российских предприятий в условиях открытого рынка, которая, в большинстве случаев, может быть решена лишь при условии привлечения крупномасштабных инвестиций.

Россия располагает огромным потенциалом как в отношении природных и трудовых ресурсов, так и в отношении внутреннего рынка. Но для «запуска» механизма реализации этого потенциала необходимо осуществить значительные начальные капиталовложения. В то же время, в нашу экономику не хотят вкладывать средства не только зарубежные инвесторы, но даже российские предприниматели, которые стремятся максимально вывести собственный капитал за границу и там найти ему применение. А между тем, этот «внутренний» резерв уже сам по себе представляет достаточно внушительные суммы. Ежемесячные объемы «бегства капитала» из России оцениваются специалистами от одного до двух миллиардов долларов США.

Вряд ли следует ожидать, что отечественные «гиперсобственники» исключительно из чувства патриотизма без каких‑либо внешних воздействий начнут вкладывать средства в те отрасли, прибыльность которых в настоящий момент в разы проигрывает финансовым спекуляциям и бизнесу на природных ресурсах. Меры только административного характера в этом случае, вероятно, окажутся малоэффективными. Более продуктивным представляется решение проблемы экономическими методами. Необходимо создать такие условия хозяйствования, при которых прибыльность российских предприятий реального сектора на внутреннем рынке была бы выше или, хотя бы, не меньше, чем в других сферах бизнеса (в том числе на финансовом рынке и во внешнеторговой деятельности).

Исходные условия в настоящий момент выглядят следующим образом:

-     значительное «затенение» российской экономики, во многом определяемое некомфортными налоговыми условиями;

-     масштабное «бегство капитала» из страны, как следствие недостаточности гарантий собственности и «теневого» характера возникновения этих капиталов;

-     низкая активность иностранных инвесторов, обусловленная неблагоприятным инвестиционным климатом;

-     экономическая слабость большинства российских производителей, обусловленная, главным образом, неудовлетворительным состоянием основных фондов, отсутствием необходимых финансовых ресурсов и неразвитостью инфраструктуры бизнеса в реальном секторе;

-     отсутствие достаточных государственных инвестиционных ресурсов, по причине неразвитости налогооблагаемой базы и тяжести долгового бремени (главным образом внешнего долга);

-     высокая привлекательность иностранной валюты для формирования сбережений населением.

Требуется: привести реальный сектор российской экономики в конкурентоспособное на внешнем рынке состояние до вступления России в ВТО.

Для решения поставленной задачи необходимо, как минимум, обеспечить привлекательность российской экономики для внешних и внутренних инвесторов, не допуская снижения имеющегося уровня поступлений в бюджетную систему страны. Одним из способов решения этой задачи в современных российских условиях представляется следующий комплекс мероприятий (Предложения):

1.      Восстановление налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, с существенным увеличением налоговой ставки и распространение его на все расчеты в наличной и безналичной формах, осуществляемые физическими и юридическими лицами.

2.      Введение 100‑процентной обязательной продажи Центробанку валютной выручки всеми без исключения экспортерами по курсу, сложившемуся по результатам торгов на ММВБ на день фактической поставки товаров или услуг.

3.      Эмиссия государственных ценных бумаг, размещение которых осуществляется в иностранной валюте, а погашение и обслуживание осуществляется в рублях Российской Федерации.

4.      Снижение ставок налоговых платежей, стимулирующее рост инвестиций и потребления.

Предлагаемые меры не противоречат документам ВТО, т.к. резиденты и нерезиденты находятся в абсолютно одинаковых налоговых условиях. Разница налоговой нагрузки зависит не от страны происхождения товаров и не от наличия статуса резидента у хозяйствующего субъекта, а от валюты расчетов по сделке.

Применение п.1 Предложений существенно снизит доходность финансовых спекуляций, а также привлекательность иностранной валюты как средства поддержания ликвидности активов. Как следствие — сокращение спроса и объемов валюты, необходимой Центробанку для поддержания курса рубля, что,  в сочетании с п.2 Предложений, позволит ему достаточно интенсивными темпами наращивать свои валютные резервы и более уверенно проводить денежную политику. Менее проблематичным станет обслуживание и погашение внешнего долга России.

Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налога на покупку валюты юридическими лицами может осуществляться достаточно эффективно, т.к. все подлежащие налогообложению операции будут отражаться в банковских проводках. По этим же соображениям, представляется целесообразным и в отношении физических лиц ввести ограничение, в соответствие с которым валюта может быть получена физическим лицом исключительно со своего валютного счета в банке, на который продавец переводит средства при совершении сделки. Учитывая, что в настоящее время активно развивается система расчетов с помощью пластиковых карточек, а также расширяется сеть банкоматов, замещение обменных пунктов валюты на банкоматы, вряд ли существенно усложнит процесс обмена валюты для населения.

В целях социальной защиты граждан и экономических интересов юридических лиц, имеющих сбережения (резервы) в иностранной валюте, применение п.1 Предложений должно осуществляться одновременно с п.3 Предложений. Это позволит владельцам валютных средств без потерь конвертировать эти активы в рублевые, а государству получить либо реальный механизм конвертации значительной части внешнего долга во внутренний, освободив его от валютных рисков, либо колоссальный инвестиционный ресурс населения, который, по некоторым оценкам специалистов, составляет в России от 40 до 50 млрд. долларов.

Необходимость 100‑процентной продажи валютной выручки Центробанку заставит экспортеров задуматься, куда направить полученные взамен рубли. Последующая конвертация их в валюту будет сопряжена со значительными налоговыми отчислениями. В этих условиях существенное смягчение налогового режима внутри страны и потенциал роста обеспеченного спроса (п.4 Предложений), может стимулировать инвестирование экспортной выручки в объекты российской экономики. Кроме того, снижение налогового бремени должно способствовать росту не только портфельных инвестиций, но и расширению масштабов внутрикорпоративных инвестиций самих производителей. Одновременно можно ожидать, что многие российские импортеры предпримут определенные усилия для перевода внешнеторговых расчетов в рубли[i], что положительно скажется на укреплении позиций российской валюты на внешнем рынке.

С одной стороны, подобное стимулирование внутреннего сектора российской экономики будет тем выше, чем выше будет ставка налога на покупку валюты. С другой, слишком высокая ставка может настолько сократить спрос на валюту, а значит и объем торгов (базу налога), что поступления в бюджет по данному источнику составят пренебрежимо малую величину.

Обратимся к цифрам.

По информации Министерства финансов РФ об исполнении территориальных бюджетов, поступления в эти бюджеты по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, составили в 2001 году 1,2 млрд. рублей. Учитывая, что распределение между федеральным и региональными бюджетами по этому налогу осуществлялось в соотношении 60 и 40 процентов соответственно, поступления по этому источнику в консолидированный бюджет составили в 2001 году 2,9 млрд. рублей.

По информации Центробанка РФ, импорт в России составил в 2001 году 53,8 млрд. долларов США, что при средневзвешенном валютном курсе  29,14 руб./доллША соответствует 1567,8 млрд. рублей.

Предположим, что в интервале ставок налога на покупку валюты  от 0 до 30 процентов экономика реагирует снижением валютного курса пропорционально повышению ставки налога с коэффициентом 0,5, а также  снижением объемов расчетов в валюте по импорту и покупки валюты (в том числе за счет перетока на «черный» рынок) в геометрической прогрессии с коэффициентом 0,8 на каждые 5 процентов повышения ставки налога.

Исходя из этих условий, можно смоделировать эффект повышения ставки налога на покупку валюты в 2001 году.

 

Ставка налога

1%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

Снижение валютного курса относительно начального

0,0%

2,5%

5,0%

7,5%

10,0%

12,5%

15,0%

Уровень валютных расчетов по импорту  и покупки валюты относительно начального

100%

80%

64%

51%

41%

33%

26%

Валютный курс
рублей/доллША

29,1  

28,4  

27,0  

25,0  

22,5  

19,7  

16,7  

импорт (расчеты в валюте)
млрд.доллША

53,8  

43,0  

34,4  

27,5  

22,0  

17,6  

14,1  

объем покупки валюты физическими лицами
млрд.доллША

                    10,0  

                     8,0  

                6,4  

            5,1  

                4,1  

                3,3  

                2,6  

объем покупки валюты юридическими лицами (импорт)
млрдублей

1567,7

1222,8

929,4

687,7

495,2

346,6

235,7

объем покупки валюты физическими лицами
млрдублей

                  291,1  

                 232,8  

            186,3  

        149,0  

            119,2  

              95,4  

              76,3  

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
млрдублей

2,9

72,8

111,6

125,5

122,9

110,5

93,6

 

Согласно результатам моделирования, наиболее эффективной была бы 15‑процентная ставка налога на покупку валюты. Дополнительные доходы бюджета в этом случае составили бы более 120 млрд. рублей. За счет этих средств можно было бы полностью отказаться от налога с продаж, который, согласно данным Минфина, в 2001 году составил 45 млрд. рублей, и более чем на 80 процентов снизить налоги на имущество (90 млрд. рублей). Учитывая, что динамика объемов конвертации валюты в значительной степени зависит от кредитно-денежной политики, которая находится в федеральном ведении, поступления по этому налогу следует полностью направлять в федеральный бюджет, а местным и региональным бюджетам компенсировать выпадающие доходы за счет изменения пропорций распределения по уровням бюджетной системы поступлений по налогам на прибыль и добавленную стоимость.

Отмена налога с продаж будет способствовать росту российского рынка товаров потребления. С этой же целью, следовало бы снизить (или отменить) налог на имущество физических лиц, однако более рациональным, представляется установление достаточно высокого уровня безусловных вычетов из базы налогообложения (необлагаемый налогом размер имущества). В сочетании с увеличением необлагаемого минимума налога на доходы физических лиц за счет повышения его ставки, это способствовало бы созданию более емкого спроса на внутреннем рынке потребительских товаров малой и средней стоимости, где имеется наибольший потенциал роста среднего и малого отечественного бизнеса.

Для юридических лиц снижение или отмена налога на имущество следует осуществлять дифференцировано с акцентом на капиталоемкие производства и научно-исследовательскую деятельность, связанную с использованием дорогостоящего оборудования. Одновременно представляется целесообразным восстановить «инвестиционную льготу» в виде налоговых вычетов по налогу на прибыль и перейти к прогрессивной ставке по этому налогу, пропорциональной степени износа основных средств предприятия. Это будет стимулировать хозяйствующие субъекты направлять образующуюся прибыль в первую очередь на обновление производственных фондов. При этом налоговые вычеты следует предоставлять не по факту приобретения средств производства, а исключительно после начала их промышленной эксплуатации.

Налог на покупку валюты будет способствовать смещению спроса на внутреннем рынке от импортных товаров к отечественным. В то же время, для предотвращения роста цен на продукцию, не имеющую российских аналогов, предполагается использовать в отношении импортеров такой продукции механизм возврата ранее уплаченных сумм налога на покупку валюты. Условием возврата средств этим импортерам должны стать: по инвестиционным товарам и новым технологиям —начало их промышленной эксплуатации и использования, по потребительским товарам и услугам — факт их реализации конечному потребителю. Если же отечественные аналоги имеются, но их предложение не обеспечивает удовлетворение спроса на российском рынке, Правительство РФ должно выделять квоты на закупку недостающих объемов товаров и услуг за рубежом с последующей компенсацией налога на приобретение валюты. В этом случае компенсация должна производиться по факту реализации товаров или услуг, а сами квоты должны предоставляться хозяйствующим субъектам на конкурсной основе.

Снижение внутренних налоговых ставок в сочетании с повышением затрат на конвертацию рублевой выручки в валюту, может стать дополнительным стимулом не только для отечественных, но и для иностранных инвестиций в российскую экономику, особенно с учетом возврата налога на покупку валюты для инвестиционных товаров. В среднесрочной перспективе полученную нерезидентами выручку более рентабельно вкладывать в создание своих филиалов на территории России, чем конвертировать в СКВ и вывозить за рубеж. Не исключено, что среди «иностранных» инвестиций окажется и значительная часть ранее вывезенных за рубеж доходов отечественного сектора «теневой» экономики. Если это предположение оправдается, то вопрос об «экономической амнистии» в существенной степени потеряет свою актуальность.

Однако такой налоговый режим может быть привлекателен для бизнеса лишь на период развертывания производственных мощностей. Поэтому высокую ставку налога на валюту следует удерживать в течение лишь ограниченного периода, который можно было бы назвать «мобилизационным периодом». Учитывая, что традиционные сроки освоения инвестиций большинства проектов находятся во временном интервале от 6 месяцев до 2 лет в мелком бизнесе и от 2 до 5 лет в среднем и части крупного бизнесе, наиболее предпочтительным представляется введение такого налогового режима сроком на 4 – 5 лет. При этом, начиная уже с третьего года, ставку налога можно было бы постепенно снижать с тем, чтобы избежать резкого скачка в структуре внешнеторгового баланса по окончании срока действия данного налогового режима.

 



[i] Перевод части сделок по импорту на расчеты в рублях вполне вероятен, т.к. эти же рубли могут быть востребованы для расчетов с российскими экспортерами.

 

Сайт управляется системой uCoz