Подпись: OГОССЕКТОР



   Подпись: OГосбюджет

Опубликовано в журнале «Бюджет» № 2, 2008 г.

 

Трудовая деятельность за пенсионным порогом

 

Беляев Ю.А.

кандидат экономических наук

 

Как уже отмечалось[1], в Послании Федеральному Собранию РФ в 2007 г. Президент России В. В. Путин в качестве альтернативы увеличению пенсионного возраста предложил создать условия для добровольного продолжения гражданами трудовой деятельности после 60 лет. В этом нуждаются и государство, и пенсионеры. Но по разным причинам обе стороны оказались не готовы к продолжению трудовой деятельности за пенсионным порогом, по крайней мере с эффективностью, общественной полезностью работников в расцвете сил. Одна из этих причин – профессиональная неполноценность, обусловленная устареванием ранее полученных знаний и необходимостью их качественного обновления.

Практическое решение поставленной Президентом РФ задачи требует выделения финансовых ресурсов в объеме, адекватном тому значению, которое государство придает процессу массового вовлечения пенсионеров в эффективную трудовую деятельность. Это предполагает включение в число бюджетных расходов соответствующей статьи на организацию труда в пенсионном возрасте. Ответить на вопрос, каковы требуемые объемы финансовых ресурсов, источники, каналы финансирования и т.д., можно после изучения объекта финансирования и исследования основных вопросов, связанных с решением поставленной задачи.

Напомним, что продолжительность жизни населения России неуклонно увеличивается – хотя и медленнее, чем в экономически и социально благополучных странах. Период жизни за пенсионным порогом становится дольше, а проблем, обусловленных этим явлением, – больше. Увеличение трудностей пенсионной системы – лишь одна из проблем, создаваемых ростом продолжительности жизни. Созидательный выход здесь может быть только один: массовое и добровольное вовлечение пенсионеров в продолжение общественно полезной трудовой деятельности, на необходимость чего и обратил внимание Президент РФ в своем Послании.

Как же сделать добровольное продолжение гражданами эффективной трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста массовым явлением? Какие именно стимулы, условия, гарантии, законодательные акты, организационные меры и т.д. нужны для того, чтобы это продолжение стало привлекательным и для пенсионеров, и для работодателей, полноценным для граждан, эффективным для государства? Пока ответов на эти вопросы нет.

Социальные проблемы пенсионеров, их место в современном обществе, взаимоотношения с другими возрастными группами, происходящие с возрастом изменения характера, способностей, потребностей, интересов, возрастные ограничения и необходимые условия для нормальной жизни наравне с другими возрастными категориями – все это еще не стало предметом специальных исследований. Интерес к подобной тематике возник лишь в последнее время в связи с глобальными демографическими переменами.

Какие шаги нужны для продления активного периода полноценной трудовой деятельности пенсионеров? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проведение специальных исследований с целью определения хотя бы минимального комплекса мер, условий, стимулов, критериев и т.д., позволяющих приступить к практическому решению задачи, поставленной Президентом России, в ближайшее время, оставляя тщательную проработку вопросов на будущее.

На наш взгляд, прежде всего требуется исследование реальных психофизических возможностей людей пенсионного возраста, выражающих желание пройти переобучение и продолжить активную трудовую деятельность; их способностей к восприятию новых знаний, к сохранению и развитию интереса к учебному процессу и последующей работе; факторов и условий, влияющих на эффективность такого учебного и трудового процесса, и т.д.

Люди преклонного возраста способны добиться больших успехов в различных сферах деятельности. Так, Рональд Рейган, признанный лучшим президентом США после Рузвельта, занял этот пост в 70 лет. Галилео Галилей сделал главное открытие в астрономии в 73 года. Уинстон Черчилль был премьер-министром Великобритании в 80 лет. Множество подобных примеров можно привести и в области искусства, науки, политики, управления крупными компаниями и т.д. Считается, что как минимум у 10% людей старение вызывает серьезный скачок в духовном развитии. Однако на сегодняшний день неизвестно, каковы реальные способности и физические возможности среднестатистического пенсионера.

Ясно только одно: без качественной переподготовки, без реального обновления знаний по современной вузовской программе среднестатистический пенсионер как профессионал не будет представлять никакого интереса ни для одной организации. Даже государственные учреждения вряд ли начнут в массовом порядке принимать на работу людей пенсионного возраста. О частном секторе и говорить нечего.

Но даже если не принимать в расчет нынешнее отношение работодателей к пожилым кадрам, чтобы пенсионеру отдали предпочтение, у него должно быть преимущество в знаниях, опыте, аналитических способностях, нравственных принципах. При прочих равных условиях на вакантное место предпочитают принять молодого претендента. Поэтому качественное переобучение пенсионеров – необходимое условие для продолжения ими эффективной трудовой деятельности.

Но прежде чем принимать ответственные политические, финансовые, организационные решения о массовом привлечении российских граждан к продолжению эффективной деятельности в преклонном возрасте (что легко может восприниматься как фактическое увеличение пенсионного возраста) с дорогостоящим качественным переобучением, нужно с помощью хотя бы ограниченных экспериментов получить объективные данные о возможности, экономической целесообразности, необходимых условиях решения такой задачи.

Поскольку речь может идти только о добровольном привлечении людей, следует выявить совокупность факторов, формирующих у пенсионеров потребность, желание, заинтересованность в продолжении трудовой деятельности. Нужно понять, как можно усилить их действие, как развивается мода на сохранение здоровья, поддержание физической формы, продолжение работы на общественном производстве; как можно повысить престижность труда в пенсионном возрасте; как воздействовать на восприятие труда пенсионеров работодателями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации, обществом, государством; как изменить нынешнее негативное отношение к труду пенсионеров на позитивное.

В определенной степени нуждается в изменении и менталитет пенсионеров, по крайней мере некоторых. Хотя одна из теорий старости (так называемая теория активности) справедливо полагает, что, вступая в преклонный возраст, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым попыткам исключить их из общественной жизни. Но, с другой стороны, людям с детства внушается возрастная периодизация (младенчество, детство, юность, зрелость, старость), сообщаются временные границы каждого периода, «нормы» приличествующего соответствующему возрасту поведения, выражения эмоций, речи, движения, одежды и т.д., диктуемые установившимися в обществе представлениями. Нередко пожилые люди ведут себя не так, как они на самом деле себя чувствуют, могут, хотят, а в соответствии с внушенными им правилами возрастного поведения.

В России продолжение профессиональной деятельности для пенсионеров является практически единственным способом улучшения их материального благосостояния, сохранения независимости и, более того, интереса к активной жизни. Но одного желания пожилых людей продолжить трудовую деятельность и нормальную человеческую жизнь недостаточно, требуются реальные шаги государства в данном направлении. Нужно четко представлять, какие конкретно меры в первую очередь должно принять государство для обеспечения эффективного продолжения трудовой деятельности пенсионерами, включая законодательное закрепление их прав на получение от государства:

·                  необходимого переобучения, включая бесплатное второе высшее образование для специалистов высшей квалификации;

·                  рабочего места, соответствующего квалификации (после переобучения);

·                  повышенного (по сравнению с нынешним общедоступным) бесплатного уровня медицинского и иного обслуживания, необходимого для максимального продления активной трудовой деятельности пенсионеров, и т.д.

Иначе говоря, следует определить, какие нужны изменения в государственной политике в отношении пожилых людей вообще и организации эффективного труда людей пенсионного возраста в частности, и предпринять реальные шаги в этом направлении.

Вовлечение пенсионеров в продолжение трудовой деятельности – процесс постепенный и длительный. Понятно, что решение этой задачи надо начинать с контингента пожилых людей, наиболее подготовленных – профессионально, морально и физически – к процессу переобучения и максимально эффективной и продолжительной трудовой деятельности после успешного окончания учебного процесса. Для выявления кандидатов на переобучение необходимо знать критерии отбора, ограничения на выбор вида трудовой деятельности, условия обучения и труда.

Социологические исследования свидетельствуют о том, что более 70% опрошенных людей пенсионного возраста считают прекращение профессиональной деятельности вынужденным шагом, поскольку они получали удовольствие от трудового процесса и не хотели уходить из активной жизни. Среди пенсионеров с высшим образованием продолжают профессиональную деятельность 35%, со средним специальным – 24%, средним общим – 15%, незаконченным средним – 11%.

С точки зрения эффективности учебного процесса и трудовой деятельности людей преклонного возраста наибольший интерес вызывает категория пенсионеров с высшим образованием с достаточно большим стажем работы по специальности. Представители данной категории в наибольшей степени накапливают жизненный и профессиональный опыт, приобретают развитые интеллектуальные, аналитические, адаптационные способности. Такие качества полезны во многих видах профессиональной деятельности, и по крайней мере на первом этапе основное внимание следует уделить именно этой категории кандидатов на переобучение и продолжение трудовой деятельности.

Массовое вовлечение пенсионеров в процесс продолжения трудовой деятельности и активной общественной жизни имеет не только экономический, но и социальный, политический и психологический смысл. Тем не менее важно знать, какова экономическая целесообразность трудовой деятельности людей старшего возраста с предварительным переобучением (в том числе с получением бесплатного второго высшего образования)? Ответ на этот вопрос связан, в частности, с временными ресурсами пенсионеров.

Оценки возможных пределов человеческой жизни различаются. Так, профессор Калифорнийского университета Леонард Хафлинк вывел теоретическую кривую с верхним пределом в 115 лет. Президент Геронтологического общества РАН, руководитель лаборатории канцерогенеза и старения НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова, доктор медицинских наук, профессор В. Анисимов утверждает, что «генетически нам предписано жить до 120 лет». Лауреат Нобелевской премии И. И. Мечников и его последователь академик А. А. Богомолец считали пределом человеческой жизни 150 лет. Министр здравоохранения РФ, начальник Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, главный кардиохирург Ленинградской области, генерал-полковник Ю. Л. Шевченко настроен еще более оптимистично: «Человеку дано прожить 300 лет. Хочешь – трать их за 100, хочешь – прокури и пропей за 50. Можно и за 30 на работе сгореть». А средневековый врач и естествоиспытатель Парацельс был убежден, что человек может дожить до 600 лет…

Зарегистрированный в Книге рекордов Гиннеса рекорд долголетия – 120 лет и 237 дней – принадлежит японцу Сигечийо Идзуми, родившемуся в 1865 г. и скончавшемуся от пневмонии (не от старости) в 1986 г.

По оценке Американского статистического бюро, к 2040 г. число 100-летних граждан США превысит 580 тыс. человек. Что касается более скромных пределов жизни, то, например, количество 80-летних в развитых странах ежегодно удваивается. Сегодня каждому десятому человеку на планете 60 лет и более. В течение последующих 50 лет число пожилых людей в мире увеличится с нынешних 600 млн до 2 млрд.

По мере улучшения условий жизни и медицинского обслуживания населения России процесс увеличения продолжительности жизни будет набирать темпы и у нас. Но и сегодня у пенсионеров имеется достаточный ресурс трудовой деятельности, чтобы хотя бы в ограниченных пределах практика второго бесплатного вузовского образования и продолжения трудовой деятельности людей старшего возраста стала экономически целесообразной. В какой конкретно степени – предстоит выяснить применительно к среднестатистическому пенсионеру.

Немаловажный вопрос – оптимальные возрастные границы для переобучения (в том числе получения второго высшего образования). Для кого-то наилучшим моментом будет выход на пенсию, однако потребность в кардинальном обновлении знаний (вузовском переобучении) может возникнуть гораздо раньше, когда организация или сам работающий в ней специалист ощутят реальное несоответствие ранее полученных знаний изменившимся условиям.

Система эффективного обновления знаний нужна не только для людей пенсионного возраста, но и, например, для людей, которые в силу травм, болезней или других причин вынуждены кардинально изменить сферу деятельности. Или для женщин, 10–15 лет посвятивших уходу за детьми или больными родственниками и желающих теперь возобновить профессиональную деятельность или заново заняться ею: ведь полученное ранее высшее образование, хотя и, несомненно, сыграло свою роль в процессе воспитания детей, но для выхода на работу уже требует серьезного обновления. По мнению психологов, у людей с высшим образованием, особенно связанных с творческим трудом, к 38–45 годам наступает кризис само­определения. Рекомендуемый путь его преодоления – профессиональное переобучение: получение новых знаний по прежней профессии или даже кардинальная смена сферы деятельности.

Разумеется, когда речь идет о бесплатном втором высшем образовании, приоритетными в выборе специальности должны быть интересы государства. Каково в этом случае оптимальное сочетание интересов государства с интересами индивидуума – вопрос, также требующий изучения.

Решение поставленной Президентом России задачи по привлечению граждан к продолжению трудовой деятельности после выхода на пенсию требует кардинального изменения отношения общества к труду пенсионеров. Позитивное отношение к равенству трудовых и прочих прав пенсионеров с другими возрастными категориями граждан появится далеко не сразу. Поначалу будут необходимы разного рода защитительные меры, включая возрастные ограничения, запреты, резервирование мест, создание специальных условий и другие методы защиты прав пенсионеров, ограждения их от конкуренции со стороны людей других возрастных групп.

Подобная практика создания специальных условий для определенных возрастных категорий существует давно и распространена повсеместно (в организации воспитания, обучения, лечения, труда и т.д.), человек сталкивается с этим с самого раннего детства. Так, в ясли дети могут попасть только в строго определенном возрасте. В детском саду малыши также распределяются по возрастным группам. В обычную общеобразовательную школу не доучившиеся в свое время люди, вышедшие из школьного возраста, попасть в качестве учеников не могут никак – им придется обращаться в школы для других возрастных категорий. Сегодня на дневную форму обучения в вузы, аспирантуру принимаются граждане до 35 лет.

В спорте занятия и соревнования проводятся отдельно для разных возрастных групп. В спортивных танцах выделяется даже категория старших возрастов, 60-летние танцоры не соревнуются с 20-летними. Существуют возрастные ограничения на выбор тех или иных видов спорта. На действительную службу в армию призываются в строго определенном возрасте, за пределами которого не прошедшего службу призвать уже не могут, несмотря на отсутствие других причин. Возрастные ограничения имеются и в организации труда, связанного с безопасностью людей, например в авиации.

Таким образом, практика возрастных ограничений в организации практически любой деятельности людей существует и считается нормой. Ничего необычного не произойдет и с выделением недоступных для других возрастов учебных и трудовых мест для специалистов 50–70 лет, которые просто станут конкурировать на рынке труда в своей возрастной категории.

Итак, для практического решения поставленной Президентом РФ задачи массового вовлечения пенсионеров в продолжение трудовой деятельности и активной общественной жизни необходимо проведение исследований и экспериментов. Помимо рассмотренных выше основных направлений работы есть и другие вопросы, ответы на которые также необходимо получить. Однако наиболее актуальным – по крайней мере по причине требуемого на это времени – на сегодняшний день является определение реальных возможностей здоровых людей пенсионного возраста, их способности успешно пройти вузовское переобучение и продолжить эффективную, полноценную трудовую деятельность. С этого шага, как представляется, и нужно начинать.

 



[1] См. Беляев Ю.А. Финансовые проблемы пенсионной системы и увеличение продолжительности жизни.Бюджет. – 2007. – № 10.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz