|
Трудовая деятельность за пенсионным
порогом кандидат экономических наук |
Как уже отмечалось[1], в Послании Федеральному Собранию РФ в
Практическое решение
поставленной Президентом РФ задачи требует выделения финансовых ресурсов в
объеме, адекватном тому значению, которое государство придает процессу
массового вовлечения пенсионеров в эффективную трудовую деятельность. Это
предполагает включение в число бюджетных расходов соответствующей статьи на
организацию труда в пенсионном возрасте. Ответить на вопрос, каковы требуемые
объемы финансовых ресурсов, источники, каналы финансирования и т.д., можно
после изучения объекта финансирования и исследования основных вопросов,
связанных с решением поставленной задачи.
Напомним, что
продолжительность жизни населения России неуклонно увеличивается – хотя и
медленнее, чем в экономически и социально благополучных странах. Период жизни
за пенсионным порогом становится дольше, а проблем, обусловленных этим
явлением, – больше. Увеличение трудностей пенсионной системы – лишь
одна из проблем, создаваемых ростом продолжительности жизни. Созидательный
выход здесь может быть только один: массовое и добровольное вовлечение
пенсионеров в продолжение общественно полезной трудовой деятельности, на
необходимость чего и обратил внимание Президент РФ в своем Послании.
Как же сделать добровольное
продолжение гражданами эффективной трудовой деятельности после наступления
пенсионного возраста массовым явлением? Какие именно стимулы, условия,
гарантии, законодательные акты, организационные меры и т.д. нужны для того,
чтобы это продолжение стало привлекательным и для пенсионеров, и для
работодателей, полноценным для граждан, эффективным для государства? Пока
ответов на эти вопросы нет.
Социальные проблемы
пенсионеров, их место в современном обществе, взаимоотношения с другими
возрастными группами, происходящие с возрастом изменения характера,
способностей, потребностей, интересов, возрастные ограничения и необходимые
условия для нормальной жизни наравне с другими возрастными категориями –
все это еще не стало предметом специальных исследований. Интерес к подобной
тематике возник лишь в последнее время в связи с глобальными демографическими
переменами.
Какие шаги нужны для
продления активного периода полноценной трудовой деятельности пенсионеров?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проведение специальных исследований с
целью определения хотя бы минимального комплекса мер, условий, стимулов,
критериев и т.д., позволяющих приступить к практическому решению задачи,
поставленной Президентом России, в ближайшее время, оставляя тщательную
проработку вопросов на будущее.
На наш взгляд, прежде всего
требуется исследование реальных психофизических возможностей людей пенсионного
возраста, выражающих желание пройти переобучение и продолжить активную трудовую
деятельность; их способностей к восприятию новых знаний, к сохранению и
развитию интереса к учебному процессу и последующей работе; факторов и условий,
влияющих на эффективность такого учебного и трудового процесса, и т.д.
Люди преклонного возраста
способны добиться больших успехов в различных сферах деятельности. Так, Рональд
Рейган, признанный лучшим президентом США после Рузвельта, занял этот пост в 70
лет. Галилео Галилей сделал главное открытие в астрономии в 73 года. Уинстон
Черчилль был премьер-министром Великобритании в 80 лет. Множество подобных
примеров можно привести и в области искусства, науки, политики, управления
крупными компаниями и т.д. Считается, что как минимум у 10% людей старение
вызывает серьезный скачок в духовном развитии. Однако на сегодняшний день
неизвестно, каковы реальные способности и физические возможности
среднестатистического пенсионера.
Ясно только одно: без
качественной переподготовки, без реального обновления знаний по современной
вузовской программе среднестатистический пенсионер как профессионал не будет
представлять никакого интереса ни для одной организации. Даже государственные
учреждения вряд ли начнут в массовом порядке принимать на работу людей пенсионного
возраста. О частном секторе и говорить нечего.
Но даже если не принимать в
расчет нынешнее отношение работодателей к пожилым кадрам, чтобы пенсионеру
отдали предпочтение, у него должно быть преимущество в знаниях, опыте,
аналитических способностях, нравственных принципах. При прочих равных условиях
на вакантное место предпочитают принять молодого претендента. Поэтому
качественное переобучение пенсионеров – необходимое условие для
продолжения ими эффективной трудовой деятельности.
Но прежде чем принимать
ответственные политические, финансовые, организационные решения о массовом
привлечении российских граждан к продолжению эффективной деятельности в
преклонном возрасте (что легко может восприниматься как фактическое увеличение
пенсионного возраста) с дорогостоящим качественным переобучением, нужно с
помощью хотя бы ограниченных экспериментов получить объективные данные о
возможности, экономической целесообразности, необходимых условиях решения такой
задачи.
Поскольку речь может идти
только о добровольном привлечении людей, следует выявить совокупность факторов,
формирующих у пенсионеров потребность, желание, заинтересованность в
продолжении трудовой деятельности. Нужно понять, как можно усилить их действие,
как развивается мода на сохранение здоровья, поддержание физической формы,
продолжение работы на общественном производстве; как можно повысить
престижность труда в пенсионном возрасте; как воздействовать на восприятие
труда пенсионеров работодателями, трудовыми коллективами, средствами массовой
информации, обществом, государством; как изменить нынешнее негативное отношение
к труду пенсионеров на позитивное.
В определенной степени
нуждается в изменении и менталитет пенсионеров, по крайней мере некоторых. Хотя
одна из теорий старости (так называемая теория активности) справедливо
полагает, что, вступая в преклонный возраст, люди сохраняют те же потребности и
желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым попыткам
исключить их из общественной жизни. Но, с другой стороны, людям с детства
внушается возрастная периодизация (младенчество, детство, юность, зрелость,
старость), сообщаются временные границы каждого периода, «нормы»
приличествующего соответствующему возрасту поведения, выражения эмоций, речи,
движения, одежды и т.д., диктуемые установившимися в обществе представлениями.
Нередко пожилые люди ведут себя не так, как они на самом деле себя чувствуют,
могут, хотят, а в соответствии с внушенными им правилами возрастного поведения.
В России продолжение
профессиональной деятельности для пенсионеров является практически единственным
способом улучшения их материального благосостояния, сохранения независимости и,
более того, интереса к активной жизни. Но одного желания пожилых людей
продолжить трудовую деятельность и нормальную человеческую жизнь недостаточно,
требуются реальные шаги государства в данном направлении. Нужно четко
представлять, какие конкретно меры в первую очередь должно принять государство
для обеспечения эффективного продолжения трудовой деятельности пенсионерами,
включая законодательное закрепление их прав на получение от государства:
·
необходимого
переобучения, включая бесплатное второе высшее образование для специалистов
высшей квалификации;
·
рабочего
места, соответствующего квалификации (после переобучения);
·
повышенного
(по сравнению с нынешним общедоступным) бесплатного уровня медицинского и иного
обслуживания, необходимого для максимального продления активной трудовой
деятельности пенсионеров, и т.д.
Иначе говоря, следует
определить, какие нужны изменения в государственной политике в отношении
пожилых людей вообще и организации эффективного труда людей пенсионного
возраста в частности, и предпринять реальные шаги в этом направлении.
Вовлечение пенсионеров в
продолжение трудовой деятельности – процесс постепенный и длительный.
Понятно, что решение этой задачи надо начинать с контингента пожилых людей,
наиболее подготовленных – профессионально, морально и физически – к
процессу переобучения и максимально эффективной и продолжительной трудовой
деятельности после успешного окончания учебного процесса. Для выявления
кандидатов на переобучение необходимо знать критерии отбора, ограничения на
выбор вида трудовой деятельности, условия обучения и труда.
Социологические исследования
свидетельствуют о том, что более 70% опрошенных людей пенсионного возраста
считают прекращение профессиональной деятельности вынужденным шагом, поскольку
они получали удовольствие от трудового процесса и не хотели уходить из активной
жизни. Среди пенсионеров с высшим образованием продолжают профессиональную
деятельность 35%, со средним специальным – 24%, средним общим – 15%,
незаконченным средним – 11%.
С точки зрения эффективности
учебного процесса и трудовой деятельности людей преклонного возраста наибольший
интерес вызывает категория пенсионеров с высшим образованием с достаточно
большим стажем работы по специальности. Представители данной категории в
наибольшей степени накапливают жизненный и профессиональный опыт, приобретают
развитые интеллектуальные, аналитические, адаптационные способности. Такие
качества полезны во многих видах профессиональной деятельности, и по крайней
мере на первом этапе основное внимание следует уделить именно этой категории
кандидатов на переобучение и продолжение трудовой деятельности.
Массовое вовлечение
пенсионеров в процесс продолжения трудовой деятельности и активной общественной
жизни имеет не только экономический, но и социальный, политический и
психологический смысл. Тем не менее важно знать, какова экономическая
целесообразность трудовой деятельности людей старшего возраста с
предварительным переобучением (в том числе с получением бесплатного второго
высшего образования)? Ответ на этот вопрос связан, в частности, с временными
ресурсами пенсионеров.
Оценки возможных пределов
человеческой жизни различаются. Так, профессор Калифорнийского университета
Леонард Хафлинк вывел теоретическую кривую с верхним пределом в 115 лет.
Президент Геронтологического общества РАН, руководитель лаборатории
канцерогенеза и старения НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова, доктор медицинских
наук, профессор В. Анисимов утверждает, что «генетически нам предписано жить до
120 лет». Лауреат Нобелевской премии И. И. Мечников и его
последователь академик А. А. Богомолец считали пределом человеческой жизни 150 лет.
Министр здравоохранения РФ, начальник Военно-медицинской академии
Санкт-Петербурга, главный кардиохирург Ленинградской области, генерал-полковник
Ю. Л. Шевченко настроен еще более оптимистично: «Человеку дано прожить 300 лет.
Хочешь – трать их за 100, хочешь – прокури и пропей за 50. Можно и за
30 на работе сгореть». А средневековый врач и естествоиспытатель Парацельс был
убежден, что человек может дожить до 600 лет…
Зарегистрированный в Книге
рекордов Гиннеса рекорд долголетия – 120 лет и 237 дней – принадлежит
японцу Сигечийо Идзуми, родившемуся в
По оценке Американского
статистического бюро, к
По мере улучшения условий
жизни и медицинского обслуживания населения России процесс увеличения
продолжительности жизни будет набирать темпы и у нас. Но и сегодня у
пенсионеров имеется достаточный ресурс трудовой деятельности, чтобы хотя бы в
ограниченных пределах практика второго бесплатного вузовского образования и
продолжения трудовой деятельности людей старшего возраста стала экономически
целесообразной. В какой конкретно степени – предстоит выяснить
применительно к среднестатистическому пенсионеру.
Немаловажный вопрос –
оптимальные возрастные границы для переобучения (в том числе получения второго
высшего образования). Для кого-то наилучшим моментом будет выход на пенсию,
однако потребность в кардинальном обновлении знаний (вузовском переобучении)
может возникнуть гораздо раньше, когда организация или сам работающий в ней
специалист ощутят реальное несоответствие ранее полученных знаний изменившимся
условиям.
Система эффективного
обновления знаний нужна не только для людей пенсионного возраста, но и,
например, для людей, которые в силу травм, болезней или других причин вынуждены
кардинально изменить сферу деятельности. Или для женщин, 10–15 лет посвятивших
уходу за детьми или больными родственниками и желающих теперь возобновить
профессиональную деятельность или заново заняться ею: ведь полученное ранее
высшее образование, хотя и, несомненно, сыграло свою роль в процессе воспитания
детей, но для выхода на работу уже требует серьезного обновления. По мнению
психологов, у людей с высшим образованием, особенно связанных с творческим
трудом, к 38–45 годам наступает кризис самоопределения. Рекомендуемый путь его
преодоления – профессиональное переобучение: получение новых знаний по
прежней профессии или даже кардинальная смена сферы деятельности.
Разумеется, когда речь идет о
бесплатном втором высшем образовании, приоритетными в выборе специальности
должны быть интересы государства. Каково в этом случае оптимальное сочетание
интересов государства с интересами индивидуума – вопрос, также требующий
изучения.
Решение поставленной
Президентом России задачи по привлечению граждан к продолжению трудовой
деятельности после выхода на пенсию требует кардинального изменения отношения
общества к труду пенсионеров. Позитивное отношение к равенству трудовых и
прочих прав пенсионеров с другими возрастными категориями граждан появится
далеко не сразу. Поначалу будут необходимы разного рода защитительные меры,
включая возрастные ограничения, запреты, резервирование мест, создание
специальных условий и другие методы защиты прав пенсионеров, ограждения их от
конкуренции со стороны людей других возрастных групп.
Подобная практика создания
специальных условий для определенных возрастных категорий существует давно и
распространена повсеместно (в организации воспитания, обучения, лечения, труда
и т.д.), человек сталкивается с этим с самого раннего детства. Так, в ясли дети
могут попасть только в строго определенном возрасте. В детском саду малыши
также распределяются по возрастным группам. В обычную общеобразовательную школу
не доучившиеся в свое время люди, вышедшие из школьного возраста, попасть в
качестве учеников не могут никак – им придется обращаться в школы для
других возрастных категорий. Сегодня на дневную форму обучения в вузы,
аспирантуру принимаются граждане до 35 лет.
В спорте занятия и
соревнования проводятся отдельно для разных возрастных групп. В спортивных
танцах выделяется даже категория старших возрастов, 60-летние танцоры не
соревнуются с 20-летними. Существуют возрастные ограничения на выбор тех или
иных видов спорта. На действительную службу в армию призываются в строго
определенном возрасте, за пределами которого не прошедшего службу призвать уже
не могут, несмотря на отсутствие других причин. Возрастные ограничения имеются
и в организации труда, связанного с безопасностью людей, например в авиации.
Таким образом, практика
возрастных ограничений в организации практически любой деятельности людей
существует и считается нормой. Ничего необычного не произойдет и с выделением
недоступных для других возрастов учебных и трудовых мест для специалистов 50–70
лет, которые просто станут конкурировать на рынке труда в своей возрастной
категории.
Итак, для практического
решения поставленной Президентом РФ задачи массового вовлечения пенсионеров в
продолжение трудовой деятельности и активной общественной жизни необходимо
проведение исследований и экспериментов. Помимо рассмотренных выше основных
направлений работы есть и другие вопросы, ответы на которые также необходимо
получить. Однако наиболее актуальным – по крайней мере по причине требуемого
на это времени – на сегодняшний день является определение реальных
возможностей здоровых людей пенсионного возраста, их способности успешно пройти
вузовское переобучение и продолжить эффективную, полноценную трудовую
деятельность. С этого шага, как представляется, и нужно начинать.