О некоторых проблемах администрирования
НДС
и других аспектах взаимоотношений предпринимателя и государства
Московский
центр развития предпринимательства
Среди
проблем, связанных с администрированием налога на добавленную стоимость,
наиболее проблематичным представляется сокращение потерь бюджета из-за
возмещения НДС по счетам-фактурам недобросовестных налогоплательщиков.
Известно, что отдельные фирмы осознанно практикуют сотрудничество с
компаниями-«однодневками» для так называемого «отмывания» или «обналичивания» денежных средств, что, в свою очередь,
существенно сокращает объем налоговых платежей в бюджет.
Для
решения этой проблемы представляется целесообразным использовать тот огромный
потенциал в сфере информационно-технического обеспечения фискальной
деятельности, который создавался государственными органами на протяжении
последних лет. Программное обеспечение и система информационных коммуникаций,
которыми располагают налоговые, таможенные и другие государственные органы, а
также банковская система страны, позволяют создать и достаточно оперативно
осуществлять актуализацию базы данных по платежам, учитываемым при исчислении
НДС. Технически это возможно сделать двумя способами: либо дополнив формы
платежных документов обязательными для заполнения полями, содержащими
информацию о НДС, либо дополнив перечень отчетной информации, представляемой
налогоплательщиком в налоговые органы, реестрами выставленных и полученных за
отчетный период счетов-фактур.
Такая
база позволит осуществлять последующую сверку данных по всем контрагентам
организации, представившей в налоговый орган сведения для возмещения НДС. По
результатам сверки к возмещению будут подтверждены выставленные счета-фактуры
лишь тех организаций, которые исполнили свои обязательства по уплате НДС в
бюджет. На сумму всех неподтвержденных возмещений налоговым органом будет
уменьшено возмещение, заявленное организацией в следующем отчетном периоде.
Сокращение потерь бюджета от принятия к возмещению НДС по счетам-фактурам
недобросовестных налогоплательщиков позволит снизить действующие ставки по
этому налогу, сохранив общий объем поступлений НДС в бюджет.
Указанное
изменение взаимоотношений налогоплательщика и государства снимает необходимость
доказательства заведомой осведомленности налогоплательщика о недобросовестности
контрагента, наличия умысла в действиях налогоплательщика и сговора с
контрагентом. В то же время на добросовестного налогоплательщика переносятся
все налоговые риски, связанные с налоговой ответственностью контрагента.
Таким
образом, в результате применения предложенных мер налоговые риски, связанные с
недобросовестными налогоплательщиками, переносятся с государства на
предпринимателя, а в качестве компенсации налогоплательщик вправе ожидать от
государства адекватного снижения налоговой ставки.
Рассматривая
вопросы администрирования НДС, представляется полезным взглянуть на проблему
шире, в контексте вообще всех обязательных платежей в бюджет и взаимоотношений
налогоплательщиков с фискальными органами.
Возможно,
предпринимательскому сообществу через свои общественные организации (ТПП,
«ОПОРА РОССИИ», отраслевые союзы и объединения) следует обсудить с
представителями законодательной и исполнительной власти возможность и
целесообразность введения обязательного страхования ответственности юридических
лиц по обязательным платежам в бюджет (аналогично автогражданской
ответственности). Это могло бы оказаться полезным и выгодным как бюджету, так и
добросовестным налогоплательщикам.
В случае если налогоплательщик не может исполнить свои
обязательства перед бюджетом за счет собственных средств (по причине временного
недостатка средств, банкротства налогоплательщиков, в т.ч. преднамеренного или
объективного), начисленная фискальным органом сумма, включая штрафные санкции,
перечисляется в бюджет страховой организацией в течение трех банковских дней с
момента предъявления фискальным органом требования платежа. После
этого, в случае несогласия с обоснованностью требования фискального органа,
страховая организация может оспорить его в установленном законом порядке с
последующим возвратом необоснованно взысканных средств и компенсацией потерь
страховой организации, связанных с затратами на ведение дела и временным
выводом средств из хозяйственного оборота организации.
Преобразование
взаимоотношений из двухсторонних
(налогоплательщик–государство) в трехсторонние (налогоплательщик–страховщик–государство)
влечет возникновение целого ряда полезных эффектов.
Во-первых,
сокращаются потери бюджета, связанные с невозможностью налогоплательщика
исполнить свои обязательства перед бюджетом.
Во-вторых,
повышается защищенность добросовестных налогоплательщиков в случае предъявления
фискальными органами необоснованных требований по платежам в бюджет, т.к.
страховые организации располагают гораздо большими
возможностями судебного и внесудебного урегулирования споров с фискальными
органами, чем отдельный предприниматель. Об актуальности проблемы оспаривания
решений фискальных органов можно судить по распространенности мнения, что
зачастую проще и дешевле уплатить предъявленную по результатам налоговой
проверки сумму, чем доказывать ее необоснованность. При этом
чем меньше масштабы бизнеса, тем чаще предприниматель руководствуется этим
принципом.
В-третьих,
появляется экономический стимул повышения качества организации и управления, а
значит и устойчивости, бизнеса предпринимателей. Налогоплательщики будут прямо
заинтересованы в формировании своей положительной «налоговой истории», т.к.
этот показатель напрямую влияет на ставку страхования. Кроме того, следует
ожидать, что страховые компании будут устанавливать в качестве фактора, снижающего
ставку страхования, обязательное аудиторское
обслуживание, что также будет благоприятно влиять на финансово-хозяйственную
устойчивость юридического лица. Т.е. контрольные и надзорные функции
государственных органов будут частично продублированы коммерческими
структурами, что повысит налоговую дисциплину предпринимателей.
В-четвертых,
введение еще одного вида обязательного страхования существенно увеличит
страховой рынок и, как следствие, увеличит рынок долгосрочных кредитов, в
которых экономика особо нуждается на стадии активного роста.
Учитывая,
что обязательное страхование ответственности по обязательным платежам в бюджет
сопряжено с дополнительными издержками предпринимателей на страховые взносы, его возможно ввести либо одновременно, либо после адекватного
снижения действующих налоговых ставок.
Кроме
того, для сокращения потерь бюджета, связанных с возвратом средств по
оспоренным решениям фискальных органов, предлагается установить особую систему
оплаты труда сотрудников фискальных органов.
Фонд
оплаты труда сотрудников фискальных органов (далее – сотрудников) должен
состоять из постоянной и переменной частей.
Постоянная
часть должна соответствовать сумме должностных окладов сотрудников. Переменная
часть должна состоять из «резерва экономического роста» и «резерва контрольных
мероприятий».
«Резерв
экономического роста» формируется за счет отчислений в размере
0,1 процента от превышения администрируемых
фискальным органом платежей, поступивших в текущем году, над объемом тех же
платежей, поступивших за аналогичный период прошлого года.
«Резерв
контрольных мероприятий» формируется за счет отчислений в размере
10 процентов от суммы платежей, поступивших в текущем году по результатам
проведенных контрольных мероприятий.
При
этом возмещение страховым организациям средств по оспоренным требованиям
фискальных органов осуществляется за счет средств переменной
части фонда оплаты труда того подразделения фискального органа, чье
требование было оспорено. При недостатке указанных средств подразделения
используются соответствующие средства вышестоящего органа фискальной службы.
При недостатке средств службы используются иные
средства бюджета.
Такая
система оплаты труда и компенсационных выплат по необоснованно взысканным
средствам должна посредством материальной заинтересованности стимулировать
повышение квалификации сотрудников и снижение числа неправомерных и
необоснованных действий фискальных органов.
Предлагаемые
меры, как по администрированию НДС, так и по обязательным платежам в целом,
предполагают переход от вероятностных мер административного воздействия (риск:
«поймают или нет») к мерам превентивного экономического стимулирования, что в
большей степени соответствует принципам рыночной экономики. В то же время
следует отметить, что экономическая целесообразность их применения будет
определяться, главным образом, соотношением размеров страховых ставок и
величиной снижения налоговой нагрузки. Именно поэтому вопрос о введении
обязательного страхования ответственности по обязательным платежам в бюджет
может быть предметом лишь совместного обсуждения представителями власти и
бизнеса.